Ольга Самодурова
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и методика проведения
Подготовила: Самодурова О. А.
г. Юрга
ноябрь 2015 г.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация и методика проведения прогулки в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3х -4х часов.
Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи :
1. Оздоровление детей.
2. Физическое развитие.
3. Развитие самостоятельности.
4. Расширение кругозора.
5. Ознакомление с окружающим миром.
6. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно-научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
- наблюдение, рассматривание;
- подвижные игры, дидактические игры;
- трудовая деятельность детей;
- индивидуальная работа детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения - это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребёнка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы – все эти нехитрые словесные приёмы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учётом пожелания детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически.
В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от НОД, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Весёлые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Каждый месяц разучиваются 2-3 подвижные игры.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель даёт детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для неё материал. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения, игры с элементами соревнования. В нашем детском саду по плану 1 раз в неделю физкультурное занятие выносится на улицу.
Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны и занимают по времени не более 5 минут в старшей группе и 3-4 минуты в младших группах.
Существует 2 вида дидактических игр:
- игры с предметами;
- словесные игры.
Трудовая деятельность
Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь - грабли, лопатки, совки, ведерки.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей труппы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей дошкольного возраста.
Индивидуальная работа на прогулке также тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога-психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Прогулки должны быть радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.