Наталья Леонова
Консультация для педагогов «Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства — закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое.
Публикация «Консультация для педагогов „Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одним из основных принципов ознакомления дошкольников с искусством должен быть принцип доступности для понимания детьми предлагаемого материала.
Принцип от простого к сложному заключается в решении детьми различных по сложности живописных и композиционных задач. Новое задание даётся детям только тогда, когда они свободно и осознанно справляются с предыдущим. Например, только после того, как дети научатся рисовать овощи и фрукты, передавать их форму, колорит, а в лепке - составлять различные композиции из них, предлагают детям нарисовать натюрморт, сначала с натуры, потом - по представлению.
Принцип развивающего обучения заключается в дифференцированном подходе к обучению детей, осмыслению и усвоению знаний, активности и творческому поиску при решении различных задач. Например, знакомство детей с анималистическим жанром живописи, дети не только рисовали животных, но и получали знания о повадках, внешнем виде и среде их обитания. Или, рисуя пейзажи, дети много узнают о родном крае, учатся различать породы деревьев, получают много знаний о состоянии природы в различное время года и суток.
Следующий принцип — усиление художественного образа. Проводя работу по формированию способности воспринимать и понимать художественный образ, педагог должен прибегать к средствам, помогающим сделать этот образ более объемным. Сюда можно отнести такие методы и приемы, как демонстрация картин и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения, передача образа посредством рисунка, дизайна и подобное. Этот принцип позволяет, как повысить общий культурный уровень детей, так и создать позитивный эмоциональный фон для усвоения новой информации.
Опорой для усиления художественного образа может стать принцип внедрения практических инноваций. Разработка и использование инновационных технологий при работе с детьми в ДОУ — вот один из способов повышения интереса к любым темам, предметам и видам деятельности во всех образовательных областях.
Принцип системной и поэтапной подачи программного материала, которая соблюдается во всех возрастных группах и включает в себя: накопление знаний, обучение в разных видах деятельности, организация самостоятельной творческой деятельности детей.
Принцип сотворчества и сотрудничества взрослого и ребенка на гуманистической основе. Этот принцип позволяет добиться более качественных в художественном отношении результатов детского творчества. Например, выполняя коллективные коллажи. Работа над ними распределяется следующим образом: каждый ребенок в соответствии со своими индивидуальными способностями и по собственному желанию рисует деревья, людей, животных, а педагог составляет общую композицию или наоборот. Таким образом, дети испытывают большое удовлетворение от коллективного творчества и качества выполнения коллажа.
Важнейший принцип развития эстетического воспитания — это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий : четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.
Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей. Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Как показывают исследования С. Л. Рубинштейна, Г. Т. Овсепян, А. Ф. Яковличевой, А. А. Люблинской, Т. А. Кондратович и др., особенности описания ребенком картины зависят от содержания, самого сюжета — знакомого или не знакомого ребенку.
Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине «о чем художник хотел нам рассказать?», ребенок пытается истолковать то, что увидел.
Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное — это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А. А. Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами-эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.
Весьма существенным является подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений. Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
Так мы приходим к очередному принципу — любовь к поэзии рождается в семье. Значение его нельзя недооценивать. В основе этого принципа лежит активная работа с родителями, в целях повышения компетентности по данной теме. Здесь важно использовать максимально широкий спектр средств, методов и приемов работы: информационная и методическая помощь, консультации, мониторинги, анкетирования, наглядная информация, а также совместные поэтические чтения, творческие мастерские, мастер-классы.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка эмоциональное воздействие. Взрослый должен развивать и поддерживать интерес к предметам и произведениям искусства.