Папки-передвижки

Конструктивное моделирование — эффективная игровая технология в развитии детей дошкольного возраста

Инна Владимировна Колодяжная
Конструктивное моделирование — эффективная игровая технология в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Целевая аудитория: педагогические работники образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса по конструктивному моделированию в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

- обучать участников мастер-класса навыкам применения различных видов конструктора и других видов конструкторов в реализации ФГОС ДО; 

- показать участникам мастер-класса технологию работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в области конструктивного моделирования

Публикация «Конструктивное моделирование — эффективная игровая технология в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- формировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию в образовательной деятельности технологии конструктивного моделирования.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, БАНЧЕМС, ЗНАТОК, другие виды конструкторов, проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

Планируемый результат

- информирование педагогов об опыте использования технологии в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- формирование представлений педагогов о возможностях использования технологии в реализации задач ФГОС ДО.

- использование в педагогической практике технологии конструктивного моделирования.

1. Теоретическая часть мастер-класса.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Василий Александрович. Сухомлинский.

Нельзя не согласиться с этим высказыванием, ведь все мы знаем, что игра – ведущий вид деятельности дошкольного детства. Она способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет избежать переутомления, увеличивает работоспособность, активизирует частую смену позиций.

Наверное, как многие педагоги, нахожусь в постоянном поиске инновационных эффективных педагогических технологий, которые бы способствовали оптимизации образовательного процесса, эффективности освоения АООП в соответствии с ФГОС ДО для детей с ТНР, которая бы отвечала интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста, давала возможность действовать с геометрическими фигурами, на практике узнавать их цвет, форму, величину, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать моторику, речь.

Одна из них - конструктивное моделирование, на мой взгляд, уникальная и эффективная технология, которая позволяет освоить большинство задач образовательных областей ООП ДО, АООП и способствует (слайд 1) :

-развитию моторики, активизации и развитию всех компонентов речи, развитию воображения, повышению работоспособности коры головного мозга, мотивации к занятиям, повышению концентрации внимания, усидчивости, увеличению потребности ребенка в общении.

Конструирование в ФГОС ДО определено, как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать. Через использование технологии можно реализовать задачи 5 образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое, познавательное, социально – коммуникативное, в зависимости от того, какую цель поставил педагог в совместной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ (Ханова Т. Г. Сунеева И. В. «Развивающий потенциал конструирования и робототехники в дошкольном образовании»).

Конструктивное моделирование - модель реализации всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей с ОВЗ. Приведу примеры.

Развитие речевых и коммуникативных навыков- ребенок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослым, задает конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

Развитие математических способностей- отбор, отсчет, по размеру, цвету, конфигурацию деталей, логическое мышление.

Коррекционная работа — оказывает позитивное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

Воспитательная работа строится с учетом реализации программы “Воспитания”. Совместная игра с другими детьми, взрослыми помогает воспитанникам стать более организованными, дисциплинированными, целеустремлёнными, эмоционально стабильными и работоспособными.

2. Практическая часть мастер-класса.

В своей деятельности использую множество конструкторов с различной поверхностью, из разных материалов, объёмные, плоскостные, гибкие. ЛЕГО, БАНЧЕМС, СКВИГЗ, серия БОНДИБОН, ЗНАТОК, ПОЕЗД «АЛФАВИТ», «Проволока ШЕНИЛ», СКОТЧИ, ТИКО и другие.

Предлагаю Вашему вниманию идеи использования конструктивного моделирования в реализации образовательных областей ООП ДО и АООП из опыта своей работы.

В реализации ОО «Познавательное развитие» :

- цифры, счет, формирование временных представлений, части суток (конструктор “Учим время»;

- научить детей моделировать по карточке-схеме и образцу конструктор ЛЕГО ДУПЛО;

- совершить экскурсию на кондитерскую фабрику (конструктор ЛЕГО Джуниор);

- доставить пиццу, представить себя владельцем пиццерии на колесах или посетителем мобильного кафе (Лего ДУПЛО).

В реализации ОО «Речевое развитие» :

- с помощью технологии можно изготовить модель языка, и показать ребенку артикуляцию нарушенного звука (конструктор «Банчемс»(репейник,

- познакомить с буквой, конструируя ее из разных материалов (конструктор СКВИГЗ, «Проволока Шенил», «Волшебные магниты»)

- развивать речевое дыхание, используя постройку из конструкторов ЛЕГО и «Знаток». (Упражнение «Помоги мельнику»);

- при помощи конструкторов «Магниты», «СКВИГЗ», «Маленькие руки» собрать красочную модель жука и буквы Ж, закрепить артикуляцию звука Ж, пожужжав как жужжит жук;

- конструкторы «БАНЧЕМС», «Проволока ШЕНИЛ», ЛЕГО «ДУПЛО» помогут научить определять место звука в слове;

- можно упражняться в дифференциации звуков с-ш, построив домики красного и голубого цвета (по типу воздушной струи «теплая», «прохладная», и попросить расселить предметы по домикам, четко проговаривая звуки с, ш;

- научить и упражняться в построении звуковой схемы слов.

Конструировать башни-слова из букв и слогов (односложные и двухсложные) поможет игра «Искусные строители» серии БОДИБОН (можно использовать в лексической теме «Профессии»).

Упражняться в словообразовании: игра «Один-много», Что это? -Это стул? А что это? -стулья, кто это?-собака-собаки, это цветок, а это цветы, это чемодан, а это чемоданы.

Использовать в подготовке к обучению грамоте в игре «Кто спрятался за деревом» (тема которая нелегко дается детям (чей хвост? Лисий, чья голова? Медвежья. Чей хвост? беличий)

Познакомить и закрепить признаки предметов с помощью конструкторов ЛЕГО и СКОТЧИ (цвет, форма, величина).

Обогатить и активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Лес», «Транспорт», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы».

Обучить и упражнять в употреблении предлогов НА, С, СО: (на столе, на стуле, на кровати, ЗА, ИЗ-ЗА (предлоги которые вызывают сложности в употреблении у воспитанников). Где лиса? -За деревом. Откуда выбежала лиса? -Из-за дерева.

НА, В, ПОД, ИЗ, СО,С, ИЗ-ПОД:(где цветок?- В ящике. Откуда ты взял цветок? - Из ящика. Где батоны? - На столе. Откуда взял батоны? - Со стола).

В связной речи, так же на помощь приходит конструктивное моделирование (составление простых предложений) : Девочка подошла к собаке. Девочка погладила собаку. Девочка покормила собаку. Девочка села на стул. Девочка купила кукурузу. Распространенных: Мальчик купил ягоды, кукурузу. Мальчик поливает красивые, садовые цветы.

В составлении рассказов по лексическим темам, например, «Мой любимый город», используя конструктор из дерева, Лего Сити.

Работа по этой теме удивила своей результативностью. Дети создавали разнообразные сюжеты. Эмоциональная составляющая способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, объединение их в общее повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказываний.

И даже вместе с педагогами участвовать в реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», пофантазировав на тему благоустройства любимого города Ставрополя.

3. Заключительная часть мастер-класса.

Анализ мониторинга речевого развития воспитанников позволил выявить положительные тенденции в развитии связной речи, моторики, формировании лексико-грамматического строя детей.

Если интегрировать мой опыт в систему работы другого педагога, то возможно эффективное развитие познавательной активности у детей, развитие речи, моторики, пространственных представлений, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Педагоги смогут использовать приобретённые знания в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

На слайде приведены полезные ссылки, которые расскажут об особенностях конструирования у детей дошкольного возраста, тематическом планировании с использованием технологии, многообразии оборудования для ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Рефлексия: графический диктант «Сердце» с использованием ЛЕГО-конструктора.

Надеюсь, моё выступление было полезным и сможет вдохновить Вас на использовании конструктивного моделирования в вашей практике реализации ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в соответствии с современными требованиями!

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста. Моделирование из бумаги (картона) «Зимняя сказка»Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста. Моделирование из бумаги (картона) «Зимняя сказка» Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста. Моделирование из бумаги (картона) «Зимняя сказка». Цель: изготовление атрибутов.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструктивное моделирование — эффективная игровая технология в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 мая 2023 в 21:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструктивное моделирование — эффективная игровая технология в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Владимировна Колодяжная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД