Лучший педагог года

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе «Удивительный мир оригами»

Варсеева Олеся
Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе «Удивительный мир оригами»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 г. Тары»

Конструктивно-модельная деятельность

в подготовительной группе.

Проект: «Удивительный мир оригами»

Выполнила: воспитатель

Варсеева Олеся Александровна

2022-2023

Содержание

1. Введение

2. Актуальность

3. Цели и задачи проектной деятельности

4. Содержание проектной деятельности

5. Результат

6. Литература

Публикация «Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе „Удивительный мир оригами“» размещена в разделах

Проект: «Удивительный мир оригами»

Вид проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 6-7лет.

Сроки реализации: среднесрочный проект.

Введение

Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе в соответствии со схемами, чертежами.

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире и взрослые, и дети. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения.

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Проект "Удивительный мир оригами" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как оригами, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

В дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания, сгибания бумаги это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.

Личное увлечение искусством оригами в детстве подтолкнуло к изучению этой техники с целью познакомить детей с интересными свойствами бумаги, со способами её преобразования, дополнить занятия с детьми интересными моментами превращения бумаги и проигрыванием какого-либо сюжета с готовыми конструкциями.

В реализации данного проекта планируется использование игровых технологий, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки.

Основные приёмы, используемые на занятиях по оригами с детьми дошкольного возраста - это обыгрывание предметов, действий, собственных пальцев; «вхождение» в воображаемые обстоятельства.

Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Благодаря игровым моментам усиливается интерес детей к выполнению задания. Так же, при знакомстве с видами и структурой бумаги используются дидактические игры и опыты с бумагой.

Актуальность

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

Конструирование является одним из приоритетных видов деятельности подготовительной к школе группы, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Конструирование из бумаги развивает у детей познавательную активность, творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение, формирование элементарных математических представлений, формирование представлений об окружающем мире. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д. Б. Эльконин, Куцакова Л. В., Афонькина С., Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р., Косминская В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С, Комарова Т. С. и другие.

Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности ребенка является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к познавательной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Овладение методикой оригами как средства моделирования не только будет способствовать познавательному развитию, но и позволит развивать самореализацию и саморазвитие детей.

Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.

Проблема:

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей познавательных и творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации проекта у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель проекта: создание сюжетной композиции в процессе конструктивно-модельной деятельности, используя технику «Оригами».

Задачи

Обучающие:

- обучать детей различным приёмам работы с бумагой в технике оригами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики;

- формировать элементарные математические представления;

- формировать умение детей пользоваться при конструировании схемами, чертежами, а также словесной инструкцией.

- осваивать навыки организации и планирования работы, анализировать свою работу;

- отрабатывать применение аппликативного оформления оригами.

- учить составлять сюжетные композиции.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Воспитательные:

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

Практическая значимость:

Практическая значимость проекта заключается в том, что недостаточная степень развития познавательных и технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. А в процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму (модель). В процессе конструктивно-модельной деятельности дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Оборудование: мультимедийное оборудование, технологические схемы, белая и цветная бумага, картон, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Планируемые образовательные результаты

Результаты для детей:

1. Дети лучше познакомились со свойствами и качествами бумаги;

2. Научились использовать в работе с бумагой технологические карты;

3. Дети научились хорошо складывать и сгибать бумагу, хорошо проглаживать линии сгибов;

4. Дети без затруднений различают и называют геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) и термины (диагональ, сторона, угол, центральная точка пересечения);

5. В процессе работы у детей хорошо проявляется познавательная активность.

Результаты для родителей:

1. Родители вовлечены в совместную с детьми конструктивно-модельную деятельность в технике «Оригами» с использованием готовых схем.

Результаты для педагогов:

1. Организованна развивающая предметно-пространственная среда;

2. Создана информационная база для детей (занятия, беседы, и т. д) и родителей (консультации, схемы работ);

3. Созданы условия для проведения занятий.

Возможные риски в реализации проекта:

- не регулярная посещаемость занятий;

- не достаточное развитие мелкой моторики пальцев рук у некоторых детей;

- наличие в группе ребёнка с задержкой умственного развития;

- не желание некоторых родителей принять участие в проекте.

Содержание проектной деятельности

I этап – подготовительный :

Подбор литературы по данной теме. Подбор диагностических материалов. Подбор материала для продуктивной деятельности детей. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка критериев оценивания умений и навыков детей. Анкетирование родителей о важности проблемы (Приложение 1). Консультация по желанию родителей на тему «История оригами и польза конструирования из бумаги для дошкольника»

Проведение диагностики детей (Приложение 2).

II этап – основной:

Ознакомление детей с историей появления бумаги, с ее разновидностями и свойствами. Знакомство с традициями Японии-родины оригами.

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.

Знакомство с техникой изготовления оригами.

Непосредственно образовательная деятельность по конструированию из бумаги (оригами).

Используем смену видов деятельности : загадки, рисование, беседа, рассказ, физкультминутки, игры и т. д. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения.

Занятия начинаются с ритуала приветствия, встречи со сказочным героем, пальчиковой гимнастики, или с загадки и стихотворения. Это помогает ввести ребенка в художественное творческое пространство и настроить его на решение определенных задач. Аналогичным образом занятие заканчивается.

На занятиях мы знакомимся с Волшебным квадратиком. Он приходит к нам, как игровой персонаж. Ребята с удовольствием слушают сказку и наблюдают, как листок бумаги превращается в какой-то образ или героя.

На занятиях используем возможность объединения таких видов художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т. д. Тем самым ребенок создает композиции, как подскажет его воображение.

Каждый раз при складывании фигурки, используются загадка, стихотворение, небольшая сказка или фокусы с бумагой.

1 неделя

Беседа на тему: «Удивительная бумага»

Просмотр видеоролика «Япония – родина оригами» (https://www.youtube.com/watch?v=BKHbM72iUJs)

Стихотворение «Оригами»

Рассматривание иллюстраций, видеороликов «Знакомство с базовыми элементами оригами».

Знакомство с Волшебным квадратиком.

Дидактическая игра «Сложи из частей»

2 неделя

Просмотр оригами-сказки «Про простого крестьянина» :

https://www.youtube.com/watch?v=h9va7-0owMM

Азбука оригами : условные знаки и обозначения, базовые складки и формы, приемы складывания. Ознакомление с правилами работы с бумагой.

Загадки о животных.

Пальчиковая гимнастика «Улей» (Приложение 3)

Мастер-класс: «Учимся складывать простые элементы и простейшие фигуры оригами»

3 неделя

Чтение сказки «Лиса и Ёж»

Дидактическая игра «Сложи меня»

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами. Обсуждение алгоритма работы со схемами.

Загадка про ёжика.

Пальчиковая гимнастика «Козлик».

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: тема «Ёжик»

4 неделя

Фокус "Магический кошелек"

Загадка про медведя.

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами. Обсуждение алгоритма работы со схемами.

Просмотр сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды»

https://www.youtube.com/watch?v=Tley8LCZ_bE

Пальчиковая гимнастика «Дай молочка, Буренушка!»

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: тема «Медведь»

5 неделя

Просмотр мультфильма про лису «Жихарка» :

https://www.youtube.com/watch?v=AFykMtSxGgE&t=95s

Дидактическая игра «Книжка-ширма»

Фокус "Пролезаем сквозь бумагу".

Мастер-класс: сказка «Хитрая лисичка».

Обсуждение алгоритма работы со схемой.

Пальчиковая гимнастика «Мышата и перчатка»

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: тема «Лисичка»

6 неделя

Загадка про сову.

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами. Обсуждение алгоритма работы со схемами.

Просмотр мультфильма «Сова»

https://www.youtube.com/watch?v=m7OZ4t2BrEw

Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали»

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: тема «Сова»

7 неделя

Просмотр сказки про ё лочку:

https://www.youtube.com/watch?v=WAgqDZFnlxc

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами. Обсуждение алгоритма работы со схемами.

Загадка про ёлочку.

Пальчиковая гимнастика «Жирафы и слоны»

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: тема «Ёлочка»

8 неделя

Оформление альбома «Оригами» (на основе используемых на занятиях схем)

Совместная работа родителей и детей – практикум по предложенной оригами-схеме : «Снегирь».

Оформление итоговой композиции «Прилетели снегири»

Изготовление дополнительных деталей для итоговой композиции.

Оформление итоговой композиции в технике оригами «На лесной опушке собрались зверюшки».

III этап – итоговый:

- Анализ результатов реализации проекта (итоговая диагностика, подведение итогов;

- Выставка итоговой работы детей совместно с воспитателем;

- Выставка совместного детского творчества с родителями.

- Презентация материалов проекта.

Результат:

Проведенная мною работа по конструированию способом «Оригами» показала следующие результаты: дети подробнее познакомились со свойствами и качествами бумаги, с её происхождением; научились использовать в работе с бумагой технологические карты и работать по словесному алгоритму; научились хорошо складывать и сгибать бумагу, хорошо проглаживать линии сгибов; без затруднений могут различать и называть геометрические термины (квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, диагональ, линия сгиба и др.). Благодаря игровым ситуациям в процессе конструирования у детей хорошо проявлялась познавательная активность, интерес к способам создания разных поделок, а также создавался благоприятный климат общения с педагогом. Дети с увлечением продумывали детали итоговой композиции.

Не смотря на все риски реализации проекта, эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Проект позволил воспитанникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования; развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

Литература:

1. Использование проектной деятельности в детском саду : Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т. Ф., Яруллиной Е. Х. - Казань: РИЦ, 2011г.

2. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 1996. – 207 с.

3. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – 284с

4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

5. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/авт. сост. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель,2014

6. Гончарова О. В. Театральная палитра. - М. :«Творческий центр», 2010г.

7. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной к школе группе «Лиса»Фотоотчет по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной к школе группе «Лиса» Размером она с небольшую собаку, Но может, как волк, она броситься в драку. Стоячие уши и хищные зубы. Из меха пушистого рыжая шуба. Полевки.

Конспект конструктивно-модельной деятельности в подготовительной к школе группе «Лиса»Конспект конструктивно-модельной деятельности в подготовительной к школе группе «Лиса» .

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе «У бабушки в деревне»Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе «У бабушки в деревне» Конспект НОД «У бабушки в деревне» Конструктивно-модельная деятельность. Открытое занятие в подготовительной группе. Образовательная область:.

Конструктивно-модельная деятельность «Мы строители» с элементом сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе ВидеоКонструктивно-модельная деятельность «Мы строители» с элементом сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе Видео (видео) Цель: Способствовать объединению детей, учить доводить начатое дело до конца. Образовательные задачи: Продолжать учить детей,.

Конструктивно-модельная деятельность «Новогодняя красавица елка» в старшей группе ДОУКонструктивно-модельная деятельность «Новогодняя красавица елка» в старшей группе ДОУ Конструктивно-модельная деятельность "Новогодняя красавица елка" в старшей группе ДОУ. Новый год - время чудес и волшебства. Он является.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной логопедической группе «Тыква»Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной логопедической группе «Тыква» Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной логопедической группе"ТЫКВА" Задачи: продолжать формировать представление об овощах.

Конструктивно-модельная деятельность с использованием Лего в подготовительной логопедической группе «Животные жарких стран»Конструктивно-модельная деятельность с использованием Лего в подготовительной логопедической группе «Животные жарких стран» Конструктивно- модельная деятельность с использованием конструктора ЛЕГО"ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН" Цель: умение конструировать животных жарких.

Конструктивно-модельная деятельность во второй младшей группе «Домик для мишки и его друзей»Конструктивно-модельная деятельность во второй младшей группе «Домик для мишки и его друзей» Конструктивно – модельная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения.

Мастер-класс «Рыбки». Аппликация и конструктивно-модельная деятельностьМастер-класс «Рыбки». Аппликация и конструктивно-модельная деятельность Мастер – класс «Рыбки» выполнен в смешанных техниках – аппликация и конструктивно – модельная деятельность. Материал для выполнения.

Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе) Цель: показать, что зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещения. Ход экспериментирования: Ребята, покажите где находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе «Удивительный мир оригами»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 16:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД