Надежда Кротова
Конструктивно-модельная деятельность как основа развития творческих способностей детей
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги - Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность как основа развития творческих способностей детей» размещена в разделах
По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы.
Способность - природная одаренность, талантливость. Психологами доказано, что у человека в рождены не сами способности, а способность к их развитию.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
Художественное конструирование в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, апплицированием, рисованием, но не приравнивается к ним.
Приемы конструирования из плоских деталей конструктора просты, доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют сконструировать изображение любого содержания.
К художественному конструированию относятся :
-конструирование из плоских элементов конструктора;
-конструирование из бумаги;
-конструирование из природного материала.
Деятельность художественного конструирования проходит сложный путь развития : от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию преднамеренных изображений.
Дети овладевают сначала действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего структуру определенного класса предметов. Постепенно они отходят от упрощенной передачи формы и строения изображаемого объекта и переходят к конструированию предметов и сюжетных композиций.
В процессе конструирования дети осуществляют точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать (выделяют главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение, изучают и используют в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур) и овладевают способами построения изображения.
Дети работают с уже заданными по цвету элементами конструктора, которые позволяют построить не только радостные и яркие по цвету изображения, но и из реальной жизни (реалистические).
Если на первых порах обучения детей художественному конструированию фон (его цвет) как средство изобразительной деятельности выбирается произвольно, то постепенно они переходят к осознанному выбору фона будущей постройки и используют его для достижения большей выразительности.
У детей развивается композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом. Смысл человеческих отношений, переживаний ребенок может постичь при ознакомлении с художественной литературой, а пережить в процессе конструирования по мотивам знакомых произведений.
Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрических фигур входит в комплект конструктора.
Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать свой замысел, контролировать его осуществление.
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
В деском саду ставятся задачи постепенного формирования у детей, с учетом их возрастных возможностей, конструктивных навыков и умений;
развитие фантазии и воображения, творческого мышления; воспитание самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности и других важных качеств.
Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации конструирования.
В процессе конструктивной деятельности обеспечивается всесторонне развитие детей, воспитатель формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы дети обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Список использованной литературы:
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1925. 2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : ACADEMIA, 2002.
2. Ветлугина Н. А. и др. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - М. : Просвещение, 1999.