Елена Рябова
Конструктивно-модельная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета.
Конструктивно – модельная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
Цель: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи :
Развить у детей активный интерес к конструированию, моделированию,
к играм-головоломкам, занимательным упражнениям, стимулировать
детское научно-техническое творчество.
Учить выделять конструкцию объекта, анализировать её основные части,
их функциональное назначение.
Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
Помогать анализировать сделанные поделки и постройки
Учить заменять одни детали другими
Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
Научить строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам (расчлененным и не расчлененным).
Продолжать учить делать поделки из природного материала и бумаги.
ФГОС ДО к конструктивной деятельности
Образовательные области Задачи в соответствии с ФГОС,
Речевое развитие Владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи;
Познавательное
развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях.
Физическое развитие Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Социально-коммуника-тивное Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности.
Художнственно-эстетическое Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
к художественному — конструирование из природного и бросового (ис-пользованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
Виды детского конструирования
Конструирование по образцу (Ф. Фребель) - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов — это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек.
Конструирование по модели (А. Н. Миренова, А. Р. Лурия) заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показало исследование А. Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками — достаточно эффективное средство активизации их мышления.
Конструирование по условиям (Н. Н. Поддьяков) — принципиально иное по своему характеру. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования
Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, чтои как он будет конструировать. Но такой вид конструирования и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе их осуществления.
Формы организации обучения конструированию:
Конструирование по образцу.
Конструирование по теме.
Конструирование по замыслу.
Конструирование по условиям.
Конструирование по модели.
Конструирование по чертежам и схемам
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию:
Творчеству.
Конструктивному мышлению.
Пространственному воображению.
Фантазии.
Созданию различных моделей.
Знанию цвета, величины, формы.
В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся:
Наблюдать
Различать
Сравнивать
Запоминать и воспроизводить приёмы строительства
Сосредотачивать внимание на последовательности действий
Усваивают схему изготовления постройки
Учатся планировать работу, представляя её в целом
Осуществляют анализ и синтез постройки
Уголок конструирования в группе «Матрёшка» называется «Чудо конструктор»
Большое разнообразие литературы, по которой идет работа, как по техническому конструированию, так и по художественному.
Строительно-конструктивные игры с природным материалом:
- мозайка из камней;
-поделки из шишек.
Строительно-конструктивные игры с бумагой:
- разные виды оригами;
-пано из бумажных листьев (гофре).
Конструирование из крупно - габаритных модулей:
«Путешествие на остров затонувших кораблей»
Конструктор «Лего»
Конструктор «Лего»
Конструктор из прищепок
Конструктор из плоских геометрических фигур
Игры – головоломки:
- «Волшебный круг»;
- «Пифогора»;
- «Танграм»
Конструкторы «Липучка», «Театр», Большой напольный конструктор.
Работа с родителями
Уважение взрослого к делам ребенка — основа его самоуважения и подогретого интереса к тому, чем он занимается. Это источник дополнительной мотивации сейчас и двадцать лет спустя. А конструирование— чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для взаимодействия родителей с детьми, для совместной деятельности, общих интересов. Вот почему к своей работе я привлекла родителей.
Невозможно добиться от детей результатов без помощи родителей. На первом родительском собрании, еще в старшей группе, я рассказала о своем увлечении конструктивно – модельной деятельностью, о значении конструирования в развитии ребенка, формах конструирования. Я рассказала родителям о своих планах по обучению детей конструктивно – модельных действий. Результатом стала заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: конструкторы, изготовили различные чертежи и схемы. Был проведен совместный проект с родителями «Шебекино – город будущего». По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества.
Конструкторы сделанные руками родителей
Конструктор «Велькрошка», Конструктор «Эмоции», «Дощечка с резинками», «Спички и пластилин», Конструктор вязанный.
Было проведено родительское собрание, на котором мы с родителями обсудили значимость конструктивно – модельной деятельности для детей. И пришли к выводу, что конструирование играет большую роль в жизни ребенка.
Так же, родители сами могли попробовать поиграть в разные виды конструкторов, особенно понравились конструкторы, сделанные своими руками, за простоту и возможность сделать подобные каждому дома.
Хочется закончить цитатой:
«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже