Надежда Легкова
Конструктивно-модельная деятельность как средство развития умственной активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивно-модельная деятельность – первый шаг к техническому творчеству и робототехнике.
Актуальность внедрения конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность как средство развития умственной активности у дошкольников» размещена в разделах
• позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Конструирование из природного материала, бумаги и конструкторов отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря ей ребенок быстро совершенствуется в умственном развитии, у него активно развиваются мыслительные операции: восприятие, наглядно-действенное, наглядно-образное и образно-логическое мышление, память, воображение. Дети учатся размышлять над своей постройкой (поделкой, продумывать способ ее изготовления, подбирать материал, детали. У детей развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели).
Конструирование способствует созданию игровых сюжетов и ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
Обучая детей конструированию, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развитие познавательного интереса к освоению навыков конструирования;
2. Приобщение детей к техническому творчеству.
3. Формирование желания у детей осуществлять свой творческий замысел.
4. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Для решения поставленных задач в группе была создана необходимая предметно-пространственная развивающая среда. Для конструирования из природного материала в группе оборудован Центр природы, в котором имеется природный материал как для самостоятельного конструирования, так для занятий: шишки, плоды каштана, желуди, семечки тыквы и подсолнуха, косточки фруктов, ракушки, камушки.
Также оборудован Центр конструирования, в котором имеются разные виды конструктора : ЛЕГО - конструктор, конструктор с подвижными элементами, тактильный конструктор, деревянный конструктор «Томик», магнитный конструктор. Все конструкторы являются современными и отвечают требованиям ФГОС.
Конструктивно-модельная деятельность организуется мною по двум направлениям:
- совместная деятельность взрослого и ребенка (непосредственно-образовательная деятельность – конструктивно-модельная деятельность стоит в учебном плане; непосредственное участие воспитателя в играх детей). На занятиях применяю различные методы и приемы: рассматривание натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, постановка задач проблемного характера. В результате дети осваивают способы действий при изготовлении поделок, построек, что обеспечивает возможность пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Когда постройка (поделка) готова, дети играют с ней, постепенно развертывается оживленная игра. На занятиях я также учу детей совместно выполнять общую работу. Для этого требуется умение договориться о предстоящей работе, распределить обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам. В самостоятельных играх эти умения углубляются и закрепляются.
- самостоятельная деятельность ребенка.
Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они получают удовлетворение от результата своей работы.
В самостоятельной деятельности дети одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями. При этом собственные постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.
Особенно ценны индивидуальные игры для застенчивых, нерешительных детей, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность.
Для обыгрывания построек дети активно пользуются мелкими игрушками: машинками, фигурками животных и людей.
Очень важно осуществлять руководство играми детей. Помочь им придумать тему игры, обсудить предстоящую игру, распределить обязанности, отобрать нужные материалы, организовать взаимоотношения детей, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в осуществлении замысла.
В группе организую объединения по интересам, одним из которых является «Играем в ЛЕГО». Целью является развитие умственных способностей детей посредством конструирования.
Важную роль в приобщении детей к конструированию играет семья. Этому способствует организация в детском саду творческих конкурсов. Дети вместе с родителями готовят на конкурсы поделки из природного материала и бумаги.
Из материалов «Детский календарь» дети дома вместе с родителями закрепляют навыки конструирования из бумаги. Также с использованием материалов «Детский календарь» мы вместе с родителями устраиваем творческие мастерские, на которых дети вместе с родителями, осуществляют свой творческий замысел, также закрепляют навыки конструирования из бумаги.
Важно заинтересовать родителей темой конструирования, чтобы родители понимали роль конструктивно – модельной деятельности в развитии своего ребенка. Поэтому устраиваю для них семинары – практикумы, на которых знакомлю родителей с современными видами конструкторов. На таких встречах родители имеют возможность сделать постройку, поэкспериментировать с деталями.
В результате работы по приобщению детей к конструктивно – модельной деятельности, я вижу результаты своей работы:
- дети с интересом занимаются конструированием;
- используют различные приемы конструирования;
- овладели умением конструировать по образцу, по словесной инструкции и по замыслу;
- способны осуществлять коллективные постройки (поделки).
- повысилась умственная активность детей (уровень развития мышления, умение сравнивать, анализировать, обобщать, улучшалась память и внимание).
Таким образом, в ходе конструктивной деятельности дети становятся строителями, архитекторами, творцами и исследователями, ведь играя, они активизируют умственную активность, учатся быть самостоятельными, инициативными и творческими личностями.
Современный мир не стоит на месте, он постоянно совершенствуется. Особое внимание на сегодняшний день уделяется робототехники, а конструирование является первым шагом в мир технического творчества и робототехники. Поэтому эту работу надо начинать с дошкольного возраста.