Наталья Ахралович
«Мебель». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мебель. Материалы из которых она изготовлена.
Цель: Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при ТНР. Формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять предложения используя простые предлоги «за, над, перед, в, на»;
- учить использовать в речи притяжательные местоимения мой, моя, мое;
- совершенствовать навык согласования числительного с существительными в роде, падеже;
- совершенствовать навык употребления противительного союза «а»;
- уточнять и расширять словарь детей в рамках предложенной лексической темы.
коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей в ходе выполнения заданий.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство взаимовыручки, желание помочь;
- воспитывать способность взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения задания.
Звонит колокольчик. (Дети стоят в кругу)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
«Ты мой друг и я твой друг».
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ребята, у всех хорошее настроение? Можем начать занятие? Отгадайте загадки.
Как приятно нашей Тане
Поваляться на…
(Диване)
На диван оно похоже
И на стул немного тоже.
Нам вдвоем сидеть в нём тесно.
Догадались?
Это…
(Кресло)
На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул)
На мне пишут и едят,
Дети все вокруг сидят
(Стол)
Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)
Итак, ребята, как, одним словом, можно назвать все эти предметы (отгадки? Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Верно, тема сегодняшнего занятия «Мебель»
Ребята, сегодня на мою эл. почту поступило письмо, адресовано она вам, воспитанникам группы «Смешарики». Давайте откроем его.
Видео
Здравствуйте ребята! Как вы знаете, медведи зимой впадают в спячку. Вот и я проспал всю зиму. А мои друзья (ежата, зайчата) ходили в школу. Проснулся я и понял, что я отстал по всем предметам. Как теперь быть?
Ребята, мы можем помочь медвежонку? Ответы детей.
Итак, ребята, мы запишем наше занятие, на котором:
Сегодня на занятии вы научитесь правильно использовать вспомогательные слова в, на, за, под, из, над, между, которые помогают нам определить положение предмета в пространстве. И каждый их вас научиться составлять предложения с ними.
Подберете слова-действия
Вы научитесь правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чье? (Жадина)
Вспомните, как правильно отвечать отрицая (Хвастунишка)
Подберете уменьшительно-ласкательные слова.
Посчитаете предметы мебели и определите каких предметов много, а какой один.
Мы будем выполнять задания все вместе, работать парами и самостоятельно.
Мы повторим, научимся и отправим занятие медвежонку.
А для того, чтобы у нас все получилось есть определенные правила. На занятии нужно сидеть правильно, внимательно слушать Наталью Александровну и ребят, не разговаривать, четко выполнять задания и, если хочешь ответить или задать вопрос, нужно поднять руку. И самое важное правило «Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в труде. Громко, четко говорим, никуда мы не спешим»
Не забываем оценивать каждое выполненное задание. Если вы самостоятельно выполнили задание, то можете взять классный смайлик. Если у вас не получилось самостоятельно выполнить задание и нужна была помощь, то в этом случае подойдет для оценки думающий смайлик. Ну, а если ничего не получилось, то грустный смайлик. В конце занятия у каждого из вас окажется пять смайликов, а вот какими они будут зависит от вашего усердия. Тот, у кого за занятие наберется пять классных смайликов взберется на самую вершину горы знаний.
В течение всей недели на занятии мы говорили о мебели, ее видах, материалах из которых она изготовлена. И сегодня вместе еще раз вспомним.
Ответе на вопросы:
Назовите предметы мебели, которую вы знаете. Для чего нужна мебель? (для хранения, для работы, для отдыха, для красоты) Какой бывает мебель, в зависимости от того из какого материала она изготовлена?
Итак, ребята начинаем работу. Вспоминаем.
Упражнение 1. «Посчитай мебель»
А теперь мы мебель посчитаем. У каждого из вас есть карточки, на которых изображена мебель. Посчитайте ее, впишите число в окошечко и дайте ответ сколько посуды на твоей карточке? Ответ нужно начать с фразы «У меня один, два… или много.
Далее работаем в парах. Меняемся листочками и проверяем правильность ответов. Оцениваем работу друг друга.
Упражнение 2. «Жадина»
Картинки с изображением мебели находятся в контейнере с крупой, ребенок вытаскивает картинку называя то что изображено на картинке в сочетании со словами (местоимением) мой, моя, мое.
вопрос: «Чья это мебель?» или «Это чья кровать? Это чье кресло? Это чей шкаф?»
Нужно быть очень внимательным и ответить правильно
Это моя, это мое …., или - это мой …
Оцениваем работу друг друга.
Упражнение 3. «Есть-нет или Хвастунишка».
Следующее упр. выполняем в паре. Выполнять нужно так. …. вытаскивают карточку и называют предмет мебели в «У меня есть …», ответ второго «У меня нет …»
Оцениваем свою работу.
Упражнение 4. «Назови ласково» с мячом.
Упражнение 5. «Составь предложение»
Как мы уже говорили нас окружают предметы, одушевленные и неодушевленные, мебель — это предметы. Каждый предмет совершает действие. Какое действие совершает человек, игрушка? Мы знаем вспомогательные (коротенькие) слова. Для чего нужны вспомогательные слова? Они помогают нам понять, где именно находится предмет по отношению к другим предметам. Давайте вспомним эти вспомогательные слова в, на, под, над, за и составим предложения с ними. Предложение в которых первым будет слово, называющее предмет, вторым – слово, называющее действие этого предмета, далее вспомогательное слово и последним слово, называющее предмет (мебель).
Каждый оценивает свою работу.
Молодцы. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии? (по схеме)
Как выдумаете, будет полезна запись нашему другу-медвежонку?
Ребята, а сейчас подведем итог по оценке нашего труда, посчитаем смайлики.
Ребята, кто сегодня взобрался на вершину знаний, у кого пять классных смайликов?