Валентина Тихонова
Мастер-класс «Игры с именами признаков как эффективное средство познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры с именами признаков как эффективное средство познавательного развития дошкольников»
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка.
-А как мы можем это сделать? С чего начать? (слайд2)
Использование технологии ТРИЗ – один из лучших способов развить разностороннюю, нестандартно мыслящую, творческую личность!
Публикация «Мастер-класс „Игры с именами признаков как эффективное средство познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Что такое триз? (слайд)
ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач», автором является выдающийся советский ученый, изобретатель, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
- Что нам дает использование технологии ТРИЗ (слайд)
- Развитие творческого мышления;
- Развитие логического мышления;
- Развитие воображения;
-Развитие внимания;
- Развитие речи.
Как известно, в основе познания любого объекта или явления лежат такие процессы, как ощущение и восприятие. В них значительную роль играют наши анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный – мы их называем по рекомендации Татьяны Александровны Сидорчук (слайд)- «помощники умной головы» (слайд)
Процесс познания объектов органами чувств сводится к выявлению признаков объектов. Исследования Т. А. Сидорчук и её коллег свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте при планомерной и систематической работе, дошкольники способны различать и называть до 17 различных значений имён признаков (слайд)
В качестве эффективного средства для реализации данного направления работы мы используем методический комплекс по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук (слайд)
Следует отметить, что работу по ознакомлению детей с анализаторами – «помощниками умной головы» и именами признаков по рекомендации Сидорчук Т. А. можно начинать с 2 младшей группы.
Наш детский сад вот уже третий год использует ТРИЗ-технологию. Во всех возрастных группах имеются универсальные игровые пособия «Я познаю мир». Универсальные игровые пособия – тематические, т. е. оформлены в соответствии названием и оформлением группы. Так например, в группе «Чистюлька» универсалное посбие оформлено следующим образом (показать на слайде, а в группе
Вы обратили внимание, что на всех пособиях имеется фигура человека с явно выраженными органами чувств – «помощниками умной головы». Где-то это Лесовичок, где-то капитан корабля, где-то Дюймовочка, Всезнайка и т. д. А имена признаков размещены в виде «Колеса обозрения», либо на парусе коробля, либо в виде яблок на яблоне.
А теперь внимание на экран. Предлагаю вам познакомиться именами признаков и их обозначениями (слайд с признаками)
Методика работы с именами признаков пошагово разработана Т. А. Сидорчук и включает следующие этапы работы (слайд)
А сейчас, уважаемы коллеги, мы предлагаем вам несколько игр с именами признаков.
Игра "Карусель".
Цель: закрепление имен признаков.
Ход: Пособие представляет собой круг из ткани или клеенки, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. С другой стороны аналогично : по кругу расположены волшебники, а центре два круга для объектов. - на развитие воображения, умения преобразовывать.
Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. (дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель: :1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака, при условии если знакомы с 17 признаками (выкладываются столько значков, сколько знают). По очереди дети называют значок признака и характеризует по нему выбранный объект. Например: Воспитатель: Оля, Петя, Маша выходят. Оля выбери объект. (Оля Выбирает виноград и кладет его в центр.) 1,2,3- беги. 1,2,3-замри. ( Оля говорит : у меня признак температура. Какой виноград по признаку температура?- теплый. Петя говорит: у меня признак влажность Какой виноград по признаку влажность? - сухой снаружи,внутри сочный. Маша говорит: У меня признак количество. Сколько винограда?- кисть одна, а ягод много.) Ит. д.
Аналогично проводится игра с волшебниками : выбирают дети 2 объекта, помещают их в центр и преобразовывают с помощью волшебников. Например: мышка и кот- выбранные объекты., с помощью волшебника увеличения мышка стала большой, а с помощью волшебника уменьшения кошка стала маленькой.
Игра «Умные кубики»
Цель: упражнять в умении описывать объект по признакам.
Оборудование: кубики со схематичным изображением имён признаков, любой объект по выбору.
Ход игры : дети по очереди выбрасывают кубики и в зависимости от того какие признаки выпали, описывают тот или иной объект.
Игра «Найди друзей».
Цель: упражнять детей в выделении свойств объекта, умении сравнивать по одному из свойств.
Содержание: воспитатель называет и показывает предмет. Выделяет одно из его свойств. Дети говорят: кто или что имеет такое же свойство. Нужно назвать как можно больше «друзей».
Например: «Это мячик. Он имеет форму шара. Кто будет другом мячика по форме? Дима, колобок будет другом мячика, он имеет такую же форму, как мячик? Кто еще будет другом мячика?»
После ответов детей воспитатель подводит итог.
Игра «Какой объект?»
Цель: учить детей выделять разные признаки объекта.
Содержание: воспитатель показывает объект и карточку с изображением объекта. Дети называют признаки данного объекта.
Этап полуактивный: воспитатель задает вопросы: «Какой по форме?», «Какой по цвету?», «Какой по величине?», «Что может делать?». Дети отвечают.
Этап активный: дети называют признаки сами.