Светик Попова
Конструкт организации образовательной деятельности по ФЭМП «Незнайка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации образовательной деятельности
Группа : подготовительная (6-7 лет)
Тема: Незнайка
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности : игровая, познавательная, двигательная
Формы организации : коллективная
Публикация «Конструкт организации образовательной деятельности по ФЭМП „Незнайка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Планируемый результат:
• Дети познакомились со схемой
• Дети проявляют интерес к математике
• У детей развито внимание, мышление. Развита диалогическая и монологическая речь
• Дети умеют на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи.
• Дети проявляют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10
• Дети умеют выделять в задаче условие, вопрос и ответ
Цель: Формировать умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание в процессе совместной образовательной деятельности.
Список использованных источников
1. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез,2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
• Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,
• Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема,
• Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения:
• Принцип сознательности и активности
• Принцип доступности
• Принцип научности и системности
• Принцип наглядности
Методы воспитания:
• Беседа
• Похвала
• Эмоциональное стимулирование
• Просьба
Методы обучения:
• Беседа
• Практические
• Наглядные
• Художественное слово
• Похвала
• Сюрпризный момент
• Указания
• Эмоциональное стимулирование
Оборудование: муляжи яблок, геометрические фигуры – 2 квадрата, 3 круга, целый круг, две половинки одного круга, карандаши и листочки в клеточку по количеству детей.
Ход деятельности
Этапы деятельности Методы обучения Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на
совместную деятельность
Задача:
Смотивировать детей на предстоящую деятельность и привлечь их внимание Беседа
Эмоциональное стимулирование
Художественное слово чтение. Воспитатель обращается к детям, сидящим на ковре, и показывает им письмо.
-Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то на столе увидела вот этот конверт. Мне очень стало интересно, я заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку. Готовы?
- Уверенный в себе, хоть неумейка
И от природы он большой зазнайка.
А-ну как угадать его сумей-ка
Известен всем под именем. (Незнайка)
-Молодцы, ребята. Хотите узнать о чем же пишет нам Незнайка?
Дети отвечают, воспитатель читает письмо:
-«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка сказал, что оставил в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь не образованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ?».
- А для того, чтобы помочь Незнайке, нужно решить несколько задач! Вы готовы?
Дети согласны помочь, воспитатель приглашает детей за столы.
-Ребята, давайте с вами пройдем за столы. Дети слушают воспитателя, отгадывают загадку, заинтересованы в предстоящей деятельности. Дети заинтересованы и смотивированы на предстоящую деятельность
2. Основная часть.
2.1. Формирование первичных представлений об арифметической задаче.
Игра «Задача – незадача»
Задачи:
Формировать интерес к математике
Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос
Развивать логическое мышление, внимание
Беседа
Наглядные Дети садятся за столы, воспитатель обращает их внимание на то, что у них на столах лежат геометрические фигуры.
-Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат фигуры. Какие это фигуры? Сколько их? Ребята, а как можно узнать общее количество фигур? Правильно, сосчитать.
Дети считают общее количество фигур и называют.
-Ребята, вы только что решили самую настоящую арифметическую задачу. На столе лежали геометрические фигуры- 2 квадрата, и 3 круга. Сколько всего фигур лежало на столе?
-А как вы думаете, ребята, что такое арифметическая задача?
-Ребята, арифметическая задача, это текст, в котором есть условие и задача. В нашей задаче, как вы думаете, что будет условием, а что вопросом? Условие- на столе лежало 2 квадрата и 3 круга. Вопрос- сколько всего фигур лежало на столе?
При этом воспитатель рисует на доске одним цветом линию и знак вопроса, обозначая эти условие и вопрос задачи.
-Ребята, но не каждый текст можно назвать задачей. Давайте приведем с вами несколько примеров. Если в тексте есть условие, но нет вопроса- это «незадача» (на ветке сидело 5 синичек, одна улетела- Если в тексте есть вопрос, но нет условия, это тоже «незадача»
(сколько шаров висит на елке)
-Если вопрос и условие в тексте не соответствуют друг другу, это тоже «незадача» (У Даши было 2 куклы, сколько лапок у кошки) Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, высказывают свои мысли. Дети проявляют интерес к математике. Умеют выделять в задаче условие, вопрос. У детей развито внимание
2.2. Решение прямой арифметической задачи на сложение
Задачи:
Развивать логическое мышление, внимание
Познакомить детей со схемой.
Учить при решении задач пользоваться знаками действий: плюс и знаком равно.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Беседа
Наглядные
Практические -Ребята, теперь давайте проложим вокруг наших геометрических фигур цветные шнурки – вокруг квадратов красный шнурок, вокруг кругов- зеленый шнурок. А уже вокруг всех вместе фигур мы проложим желтый шнурок.
Воспитатель, прокладывая желтый шнурок, уточняет вопрос задачи: сколько всего фигур лежало на столе.
-Но, вы знаете, если бы нам приходилось решать задачу с большими предметами, например, дома, башни, то у нас не получилось бы воспользоваться шнуркками, в этом нам помогла бы схема. Как вы думаете, что такое схема?
-Схема, это изображение предметов и их отношений. Давайте нарисуем схему к нашей задаче.
Воспитатель рисует маркером на доске круг, спрашивает у детей сколько квадратов на столе, и в круге рисует три точки. Рядом рисует второй круг, спрашивает, сколько кругов на столе, и в этом круге рисует три точки. Затем рисует большой круг, включающий предыдущие два, говорит вопрос задачи – сколько всего фигур на столе? И помещает знак вопроса в большой круг. Затем воспитатель обращается к детям.
-Ребята, что нужно сделать, чтобы найти целое? (Сначала надо узнать, что неизвестно: часть или целое).
При этом обращает внимания детей на два круга, и соединяет два круга, образуя целый. Дети высказывают свои предположения.
-Ребята, арифметическое действие, которое помогает найти неизвестное целое, называется «сложение». Посмотрите, я на доску помещаю 2 половинки круга, а какой знак между ними я ставлю? Это очень дружелюбный знак, он соединяет 2 половинки, и обозначает увеличение. Так что же получится, ребята, когда мы сложим 2 половинки круга?
-Правильно, у нас получится целый круг.
Воспитатель помещает справа от схемы целый круг. А между схемой и кругом знак «=».
-Ребята, этот знак вам уже знаком. Напомните мне, что обозначает этот знак?
-Ребята, посмотрите на луч, который я изобразила на доске, и вспомните, сколько лежало на столе квадратов перед вами. Теперь проведите дугу от 0 до 2. Молодцы. А теперь скажите, сколько было кругов? А как вы думаете, в какую сторону нужно провести дугу: вправо или влево? Чего больше : квадратов или кругов? Правильно, кругов больше, значит в какую сторону нужно провести дугу? В какое число пришла дуга? Сколько же всего игрушек на столе?
Дети проводят дугу от 0 до 5.
–Ребята, обратите внимание, на числовом луче появилось 3 дуги: две обозначают части, а одна – целое.
Физминутка
Задачи:
Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания Показ
Чтение художественного слова -Ребята, давайте с вами немного отдохнем.
Воспитатель произносит художественное слово, дети выполняют движения согласно тексту.
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
Дети повторяют движения согласно тексту физминутки. Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности
2.3. Решение прямой арифметической задачи на вычитание
2.3.1. Графический диктант
Задачи:
Формировать умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на вычитание
Закреплять понимание отношений между числами натурального десятка.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Беседа
Демонстрация
-Ребята, теперь нам надо решить другую задачу.
Воспитатель выкладывает на стол 7 яблок.
-Ребята, что это? Сколько их? (Убирает 2 яблока) На столе у нас лежало 7 яблок, 2 убрали. Сколько яблок осталось? Вспоминайте, что такое задача? Что у нас есть в задаче? Да, в задаче обязательно есть условие и вопрос. Попробуйте найти в нашей задаче условие и вопрос?
-Какие вы молодцы! Помните, мы играли в игру? Кто запомнил, как она называлась? («Задача-незадача») Воспитатель проводит игру.
-А теперь давайте вокруг яблок положим шнурок синего цвета. Сколько яблок лежало на столе? А сколько яблок убрали? Да, 2. Смотрите, я внутри нашего большого круга из синего шнурка, отделю 2 яблока желтым шнурком. Сколько же яблок у нас осталось?
Воспитатель предлагает детям нарисовать схему этой задачи.
-Сколько яблок было на столе? (рисует круг, в нем ставит 7 точек)
-Сколько яблок убрали? (на схеме отделяет 2 точки, проведя линию)
-Ребята, где у нас целая часть, а где части? Что нам неизвестно- целое или части? (воспитатель ставит знак вопроса в неизвестной части)
-Ребята, вы догадались, что нужно сделать, чтобы найти часть?
Воспитатель помещает на доску целый круг, на него накладывает половинку круга.
- Когда мы из целого удаляем часть, мы выполняем арифметическое действие «вычитание». (воспитатель помещает круг на доску, за «ним помещает половинку круга, между ними знак «- «)
-Ребята, знак «- «не очень дружелюбный, он любит все уменьшать. Так что же получится, если мы из целого удалим часть? Мы получим другую часть! (воспитатель помещает справа от схемы вторую часть круга, а между ними помещает знак «=»)
-Теперь давайте попробуем нашу задачу отразить на числовом луче. -Сколько лежало яблок на столе? Давайте проведем дугу от 0 до 7.
-Сколько яблок убрали? А у нас стало больше или меньше яблок? Правильно, конечно меньше! Значит в какую сторону мы будем рисовать дугу? Влево, да. А почему? (числа, левее от заданного- меньше) Значит мы от 7 проводим дугу влево на сколько? Правильно, на 2 деления.
-В какое число у нас опустилась дуга? Сколько яблок у нас осталось?
-Ребята, хочу вам предложить еще одно задание! Возьмите листочки, карандаши, и поставьте карандаш на красную точку. Я буду вам диктовать, а вы должны будете рисовать под диктовку. И узнаем, что у нас получится.
Воспитатель проводит графический диктант, заранее подготовив листочки, и отметив точку для каждого ребенка. (6 клеток вправо, 5 вниз, 2 влево,5 вниз,1 вправо,1вниз,1влево,1вниз,1 вправо, 1вниз, 4влево,1 вверх,1 вправо,1 вверх,1влево,1вверх,1вправо,5вверх,2влево,5вверх)
3. Подведение итогов ОД.
Задача:
формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Беседа
Похвала - Что получилось у нас, ребята? Похоже мы нашли ключ Незнайки. Как вам кажется, мы помогли Незнайке? -Вам было интересно решать задачки? Что нового вы узнали? У вас возникали какие- либо трудности?
-Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми задачками. Я думаю, теперь Незнайка узнает много всего интересного и поймет, что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.
Дети активно участвуют в обсуждении, высказывают свои мысли. Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. У детей развита диалогическая и монологическая речь.
4. Открытость.
Задача:
сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах Беседа -Ребята, у меня есть портрет Незнайки. Но посмотрите, он не дорисован. Я вам предлагаю дорисовать Незнайку Дети заинтересованы, слушают воспитателя. Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах