лариса кадяева
Конструкт непрерывной образовательной деятельности «Ребёнок и окружающий мир» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
непрерывной образовательной деятельности
«Ребёнок и окружающий мир»
Технология: познавательно-исследовательская (путешествие по карте)
Конструкт
организации непрерывной образовательной деятельности «Ребёнок и окружающий мир»
Группа : старшая группа
Образовательная область : познавательное развитие.
Публикация «Конструкт непрерывной образовательной деятельности „Ребёнок и окружающий мир“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Тема: «Путешествие по родному краю»
Форма НОД: познавательно- исследовательская деятельность : путешествие по карте
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Учебно-методический комплект:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Ве-раксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., М. : Мозаика-синтез, 2014.
2. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе дет-ского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Формы организации: групповая
Планируемый результат:
1. Дети имеют представление о природе, достопримечательностях родного края.
2. Дети бережно относятся к природе.
3. Дети умеют пользоваться картой-схемой; проявляют интерес к познавательной, исследовательской деятельности.
Цель: Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, достопримечательностях.
Задачи
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Нравственно-патриотические чувства к своей малой родине.
Развивающие задачи:
1. способствовать развитию связной речи;
2. способствовать развитию мелкой моторики и координацию.
3. способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности.
4. Способствовать развитию внимания
Обучающие задачи:
1. Закрепить и расширить представления детей о родном крае. Учить детей пользоваться картой и придерживаться пла-на действий.
2. Вводить в активный словарь детей названия достопримечательностей края («порог Ревун, река Исеть, река Каменка, краеведческий музей, железнодорожный вокзал, автовокзал).
Предварительная работа:
1. Чтение стихов, поговорок, пословиц о Родине.
2. Рассматривание фотографий города Каменска – Уральского, достопримечательностей края.
3. Дидактическая игра «Я знаю названия (городов, улиц, деревьев, растений, животных)»
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) : пункт 1.4
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства.
2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
3. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
1. Создание положительного эмоционального подъема.
2. Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
1. Принцип зоны ближайшего развития.
2. Принцип предметности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип наглядности.
Оборудование и материалы: наглядные: карта, река (из материала, руль, канат, камни из картона, рюкзак, иллюстра-ции деревьев, мяч; мультимедийные: презентация «Достопримечательности родного края»; аудио: пение птиц, шум воды, звук сообщения, звук поезда.
Последова-тельность деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планиру-емый ре-зультат
Выбор пункта назначения
Задача: органи-зовать детей и нацелить их на предстоящую деятель-ность Воспитатель знакомит детей с гостем.
- Ребята, к нам в гости приехал турист из другого города.
Турист: здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна, я путеше-ствую по всем городам нашей страны России и решила приехать в ваш город. Мне очень интересно посмотреть на ваш город, на его природу
-А как называется ваш город?
. Но я не знаю куда мне идти и на что посмотреть.
- Ребята, расскажите мне какие интересные места и достопримечательности есть в вашем городе?
- Как много интересного в вашем городе. Воспитатель ак-центирует внима-ние детей на гос-те, знакомит де-тей с гостем.
Дети слушают вос-питателя, знако-мятся с гостем
Дети соглашаются помочь гостю Дети отвечают Ка-менск-Уральский
Дети вспоминают и называют знакомые достопримечатель-ности города.
Дети прояви-ли интерес
Определение маршрута по карте
Турист достаёт карту и показывает детям.
- Я даже приобрела карту достопримечательностей вашего города. Но я со-всем не ориентируюсь в ваших краях и не знаю куда мне идти и как добирать-ся до этих мест.
Вос-ль: Ребята, может мы поможем Юлии Владимировне, и все вместе отпра-вимся в путешествие по окрестностям нашего города?
Восп. : покажите нам с ребятами эту карту, мы попробуем вам помочь.
Турист показывает карту детям.
Вос-ль: Ребята, что же здесь обозначено? Куда нам придётся двигаться? (Дети намечают путь)
Вос-ль мотивиру-ет детей к дея-тельности; вовле-кает их ситуацию
Вос-ль побуждает детей к рассужде-ниям Дети соглашаются отправиться в пу-тешествие
Дети рассматрива-ют карту и сов-местно со взрослы-ми намечают маршрут: лес, ре-ки…
Дети научи-лись по карте намечать план
Высказывание предположений о том, что и кто может встре-титься в пути, в данной местно-сти; что дети знают о пункте назначения.
Турист: Ребята, путешествие – дело не простое. К нему нужно основательно подготовиться. Я всегда с собой беру свой рюкзак. Хотите посмотреть, что в нём лежит?
Турист достаё т различные предметы: канат, мешок, бутылка с водой, спички, ножик игрушечный.
- Как вы думаете, для чего пригодятся эти предметы в нашем путешествии?
(Дети перечисляют предметы, стараясь объяснить, для чего они пригодятся)
- Молодцы ребята, я смотрю вы знаете не меньше меня о предметах, которые пригодятся для путешествия! Ну тогда в путь! Педагог (герой) активизирует мышление детей, побуждает к рас-суждениям
Вос-ль стимули-рует речевую ак-тивность детей на протяжении всей познавательно-исследователь-ской деятельности Дети называют предметы, вспоми-нают их функции Дети умеют предположить какие препят-ствия могут встретится им в пути
Путешествие
Задача: закре-пить и актуали-зировать знания детей о родном городе. Вос-ль: а вот и наш автобус! Рассаживайтесь по местам. Кого выберем води-телем? (Дети выбирают водителя).
Турист: Ребята давайте ещё раз посмотрим по карте, куда нам следует дви-гаться?
Вос-ль: Ребята, посмотрите, мы проезжаем лес, какой он красивый! давайте выйдем и послушаем пение птиц.
турист: Какие деревья растут в ваших лесах?
Вос-ель: У меня есть для вас задание (иллюстрации деревьев). Разделитесь на две команды. Одна команда выбирает деревья, которые растут в наших лесах, а вторая команда выбирает деревья, которые не растут в наших лесах. Давайте расскажем Юлии Владимировне какие деревья растут в нашем лесу.
Вос-ль акценти-рует внимание детей на карте. Дети предлагают кандидатуру, вы-бранный ребёнок садится за руль.
Дети рассаживают-ся на стульчики пе-ред экраном мони-тора.
Дети называют по карте первый пункт назначения: лес.
Дети выполняют задание, выбирают нужные, называют деревья: осина, то-поль, дуб, клен, ря-бина, ель, сосна. Дети актуали-зируют зна-ния о родном крае
задачи: снятие мышечного и эмоционального напряжения де-тей
Подведение ито-гов, проверка предположений, что нового узна-ли.
Задача: подвести итог занятия, дать оценку дея-тельности детей
- Едем дальше. А какой следующий пункт назначения? (дети дают ответ – ре-ка)
Вос-ль: Ребята, а какие реки нашего города вы знаете?
( На экране реки: Каменка и Исеть, Какие суда плавают по реке Исети? (лодки, катера)
затем появляется порог Ревун)
- Это ребята порог Ревун, здесь очень сильное течение. Здесь нет моста, да-вайте выйдем.
Ребята как нам можно перебраться через реку? (Дети предлагают пройти по камням)
Турист: Это интересное решение, но камни скользкие, можно упасть.
- Ребята, какой предмет из моего рюкзака нам может помочь? (Дети отвечают – канат)
Вос-ль и турист натягивают канат дети перебираются через реку
- Молодцы как вы ловко справились!
Поехали дальше. Какой следующий пункт назначения?
Вос-ель: Дети, я вижу какой-то памятник. Выйдем, посмотрим. Что это? крае-ведческий музей.
Мы с вами недавно там побывали.
Что вы видели там?
У меня на столе картинки предметов домашнего обихода современные и старин-ные. Вам нужно разделиться на команды. Одна команда выбирает предметы со-временного быта, а вторая команда выбирает старинные предметы. Прежде, чем приступить к работе вам необходимо выбрать себе партнера и договориться с ним о том, какой предмет вы выбрали, и подходит ли он вам. А сейчас команды поменя-лись местами и проверим правильно ли выбраны картины картинки.
Молодцы вы справились и с этим заданием.
Ребята, какие общественные здания есть в нашем городе? (воспитатель зага-дывает загадки)
Турист: а давайте поиграем в игру «Кто мы такие»
(дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и спрашивает, а тот, кому бро-сили мяч, отвечает)
-Если мы живем в городе, то мы… (горожане)
-Если мы идем по тротуару, то мы… (пешеходы, прохожие)
-Если мы едем в транспорте, то мы… (пассажиры)
-Покупаем в магазине… (покупатели)
-Смотрим кино или спектакль… (зрители)
Вос-ель: Продолжаем путешествие. Следующий пункт.
(На экране изображение вокзала). Что же это? Турист: а каким транспортом можно добраться до вашего города? водным, наземным или воздушным?
Вос-ель: Куда прибывает автобус? (на автовокзал)
Куда прибывает поезд? (на ж/д вокзал)
Ребята, а вот и мой поезд подошел на станцию, мне пора возвращаться домой
мне у вас всё очень понравилось. Я расскажу о вашем городе своим друзьям, но только я уже забыла названия достопримечательностей! Ребята, помогите мне вспомнить!» (Дети называют запомнившиеся достопримечательности)
- Давайте ребята посмотрим, все ли точки на карте мы посетили. ( Вос-ль ве-шает карту на мольберт и анализирует знания детей:
1 пункт плана-лес, мы побывали в лесу? (да, дети ставят фишку на значок; по-том мы с вами куда отправились, следуя карте?
Дети рассказывают маршрут путешествия и ставят фишки на значки.
- Все достопримечательности, обозначенные на карте мы посетили!
- Спасибо вам за помощь, теперь я всё запомнила. А мне пора, до свидания.
Вос-ль: А нас ждёт автобус, усаживайтесь на места и поедем дальше
(На экране появляется изображение детского сада)
Вос-ль: Возвращаемся в детский сад.
Посмотрите нам пришло электронное письмо. От кого оно?
Он предлагает вам нарисовать рисунок о том, чтобы вы хотели сделать для города, когда вырастите большие. .
Вос-ль актуализи-рует знания детей; побуждает к рас-суждениям
Вос-ль создаёт проблемную си-туацию для детей
Вос-ль стимули-рует детей, поощ-ряет похвалой
Один дом совре-менный, а другой старинный
воспитатель зага-дывает загадки
Педагог актуали-зирует получен-ные знания детей.
Вос-ль анализи-рует, обобщает ответы детей; по-буждает к речевой активности Дети отвечают: «Река»
-Каменка, Исеть
Дети предлагают пройти по камням и делают выбор, какой предмет им может помочь.
Дети перебираются через реку по кам-ням, держась за натянутую верёвку.
Дети отвечают: «краеведческий му-зей»
Дети отвечают на вопрос: мы видели старинную мебель, посуду…
Дети делятся на команды и выби-рают соответству-ющие картинки.
Дети отгадывают загадки (магазин, завод, больница, библиотека)
Дети отвечают вок-зал
Дети отвечают наземным
Дети называют за-помнившиеся до-стопримечательно-сти.
Дети прощаются с туристом
Дети выходят из автобуса подходят к воспитателю.
Дети отвечают: это мэр города
Дети умеют решать про-блемные си-туации.
Дети по-движны раз-вивают коор-динацию; мелкую мото-рику рук.
У детей сформирова-но представ-ление о род-ном крае; де-ти умеют ана-лизировать свои дей-ствия.
Дети научи-лись пользо-ваться картой и придержи-ваться плана действий.
Открытость
давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Можно начинать словами: «Когда я вырасту
Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете это сделать на бумаге, ис-пользуя карандаши. Я предлагаю вечером нарисовать вашу мечту.
Вос-ль настраива-ет, инициирует детей на осу-ществление меч-ты.
Дети рассказывают о своих мечтах.
дети готовы к дальнейшей творческой деятельности.