Татьяна Стефанова
Конспект занятия по конструированию во второй разновозрастной группе «Военный морской парад»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №12 «Искорка»
с. Молдовановка
Конструирование во второй разновозрастной группе
Тема: «Военный морской парад»
Воспитатель: Стефанова Т. С.
Туапсинский район
Цель. Детей пятого года жизни учить анализировать образец постройки, выделять основные части и этапы работы, строить катер по образцу.
Публикация «Конспект занятия по конструированию во второй разновозрастной группе „Военный морской парад“» размещена в разделах
- Военные профессии, военная техника
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Конструирование, поделки к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Детей шестого года жизни продолжать учить анализировать рисунок, находить в нем основные части постройки, планировать этапы ее создания; учить строить по рисунку несложные конструкции военных кораблей, самостоятельно дополнять поделку характерными деталями.
Детей седьмого года жизни учить строить военные корабли без опоры на образец, сооружать один объект вдвоем.
Материал. Строительные наборы с деталями среднего и мелкого размера; игрушки для придания постройке большей выразительности: самолеты, ракеты, фигурки моряков или солдат, небольшие красные флажки, укрепленные на катушке; атрибутика для игр в моряков, бескозырки, бинокли.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением военной техники. Беседы со старшими детьми о видах военных кораблей, их оснащении, назначении (авианосцы, линкоры, крейсеры, эсминцы, тральщики). Воспитатель обращает внимание на характерную особенность военных кораблей : узкий нос, обтекаемая форма – для увеличения скорости. Подчеркивает, что наш военный флот служит мирным целям. Его назначение – оборонять и защищать границы нашей Родины.
Вечером накануне занятия педагог говорит девочкам: «Давайте откроем ателье по пошиву морской формы. Сделаем мальчикам сюрприз – пояса и бескозырки. Завтра они будут играть в морской парад, а формы у них нет». Показывает готовые образцы. Затем объясняет, как сделать пояс и бескозырку: «Пояс – это полоска бумаги, на одном конце которой наклеена круглая желтая пряжка. Наклеивать пряжку надо отступив от края на – 3 - 5 см. Бескозырка – черный ободок с лентами. Кончики лент складываются, и уголок срезается так, чтобы получился вырез как на флаге. На ленточках наклеены якорьки».
Для того чтобы сделать морскую форму, необходим лист ватмана размером 20*60см, окрашенный в черный цвет. Лист складывают в длину пополам, затем еще раз пополам и разрезают на четыре длинные полоски шириной по 5см. Две полоски складывают вместе в длину. Третью складывают пополам поперек и разрезают – это ленточки бескозырки. Оставшаяся длинная полоска – ободок. Она закрепляется скрепкой (чтобы при необходимости можно было изменить ее размер).
Объяснив детям порядок работы, воспитатель советует объединиться в пары. Старшая девочка будет вырезать ленточки, якорьки, обводить по шаблонам пряжки (диаметр7см, а младшая вырезают пряжку, наклеит её и якорьки, склеит пояс. Всего дети вырезают по 4 якорька и по 2 пряжки.
Организация рабочего места. Столы расставляют в один ряд лентой. Строительный материал раскладывают на стульях. Дети седьмого года жизни располагаются напротив друг друга – им удобнее будет вместе делать один корабль. За ними – дети шестого и пятого года жизни (также напротив друг друга, но в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу, строить).
Девочки всех возрастных подгрупп садятся за отдельно стоящие сдвинутые столы и организуют ателье.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Создание игровой мотивации. Воспитатель напоминает детям о приближающемся празднике Октября. На Красной площади в этот день будет проходить самый главный военный парад в нашей стране. «А бывает ещё, - говорит педагог, - парад военных кораблей, называется он морской парад». Вместе с детьми воспитатель вспоминает, какие бывают военные корабли, чем они отличаются от баржи и пассажирского теплохода. Отмечаются различия между военными кораблями : у авианосца – длинная и широкая палуба, которая служит для посадки и взлета самолетов и вертолетов, у десантного корабля – большой трюм, где стоит военная техника, есть каюты для солдат-десантников, у эсминцев и линкоров на борту пулеметы и ракетные установки и т. д. «Сегодня мы научимся строить военные корабли, - говорит педагог, - и у нас тоже будет морской парад».
Показ способов работы. Воспитатель распределяет задания. Девочки всех возрастных подгрупп откроют ателье по пошиву морской формы. Для этого они должны подготовить на столах все необходимое: кисти, ножницы, баночки для клея, клеенки, коробки с якорями и пряжками.
Мальчики будут работать по подгруппам : самые старшие, объединившись по двое, построят любое военное судно (по желанию). Дети шестого года жизни будут делать такой же военный корабль, как на рисунке, а дети пятого года жизни вместе с воспитателем построят катера.
Дети седьмого года жизни самостоятельно отбирают материал и приступают к работе (показа не проводится). Каждая пара договаривается, какой корабль будет строить. Воспитатель помогает определить место для строительства: «Ваши корабли будут на параде первыми, поэтому будете работать здесь».
Затем воспитатель подходит к детям шестого года жизни и показывает им рисунок корабля, который они будут строить. Все вместе рассматривают рисунок, анализируют, выделяют основные части постройки. Если кто-либо испытывает затруднение, проводится частичный показ. Дети могут строить вдвоем или индивидуально (в зависимости от количества строительного материала).
Детям пятого года жизни педагог показывает, как построить маленький и легкий катер, который будет перевозить матросов с корабля на берег или на другой корабль. Одновременно объясняет: «Я поставлю 2 кирпичика (4 куба, один брусок, затем с каждой стороны от него поставлю по 5 кубиков (2 кирпичика, 2 бруска, но так, чтобы они сходились». Затем в середине катера воспитатель кладет кирпичик, на него кубик – это место для капитана (капитанский мостик). На кубик ставит катушку с красным флагом. Вдоль палубы располагает скамейки для моряков. Дети словесно повторяют за взрослым последовательность работы. Каждый ребенок занимает своё место и начинает строить.
Воспитатель подходит к девочкам. Проверяет, все ли начали работу, при необходимости напоминает её последовательность. В процессе строительства взрослый оказывает детям индивидуальную помощь. Помогает придумать название для своего корабля или катера («Мирный», «Отважный», «Смелый»).
Оценка работы проводится в процессе игры.
Переход к игре. Воспитатель предлагает мальчикам немного отойти от столов и выстроиться в одну линию, как на параде. «Внимание, внимание! Сейчас состоится торжественное вручение бескозырок и поясов. Их подготовили мастера по пошиву морской формы». Девочки надевают на мальчиков бескозырки и пояса (педагог помогает укрепить их скрепкой по размеру головы и талии). Мальчики приглашают девочек принять участие в морском параде, и они тоже выстраиваются в шеренгу.
Воспитатель говорит: «Пора начинать морской парад. Внимание! Равняйсь, смирно! Капитан Сергеев, поднять флаг! (Ребенок седьмого года жизни поднимает морской флаг и устанавливает его на кубе.) Открывают парад катера самых маленьких капитанов». Сначала педагог представляет работы детей среднего дошкольного возраста. Поочередно называя каждого ребенка капитаном ( например: «Первым на морском параде идет катер капитана Рыжова», дает оценку его работе, обращает внимание на проявленную в процессе строительства инициативу, на оформление катера. Так оценивается каждая постройка.
Работам детей шестого года жизни воспитатель дает общую оценку, но обязательно называет фамилию каждого капитана, например: «Капитаны Иванов, Климов, Бернов … отлично справились с заданием. Их кораблям не страшен морской шторм. Корпус их кораблей крепкий, ровный». И т. д. Выделяет лучшую работу, объясняет, чем она отличается от других.
При оценке построек детей седьмого года жизни особое внимание обращается на своеобразие каждого корабля. Подчеркивается, что хорошего результата можно достигнуть только при согласованной работе. Завершает морской парад эскадра кораблей самых старших детей группы. «Посмотрите, - говорит педагог, - какие разные военные суда прибыли на парад. Сразу видно, что корабль «Смелый» очень быстроходный. Капитаны Петров и Егоров хорошо потрудились. Нос у корабля сделали острый, длинный. Такой корабль будет легко бороздить моря и океаны».
После завершения анализа желающие могут поиграть со своими постройками. Воспитатель советует пригласить девочек – они хорошо справятся с ролью медсестры, кока и даже могут научиться управлять кораблем. Дети берут различные атрибуты, фигурки солдатиков, маленькие самолеты и начинают самостоятельно играть.