Светлана Дианова
Конструирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
Заниматься конструированием дети начинают уже в раннем возрасте. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, но так же развивает познавательные способности. В ходе данной деятельности ребенок помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. Кроме этого, дети делая постройку мысленно представляют, какой она будет, и заранее планируют, как её будут выполнять и в какой последовательности.
В деятельности, которая направлена на достижение определенной цели, совершенствуется не только эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создаются предпосылки для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели предмета. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.
В процессе познавательной деятельности по конструированию осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организационной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала-здания, мосты и т. д., но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать
умозаключения и обобщения.
Другой важной составляющей познавательной деятельности по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и искать пути решения конкретных задач. После того, как дети ознакамливаются с определенным приемом конструирования, им необходимо предложить выполнить задание самостоятельно. Например, дети изучили как строить башню из кубиков, то на завершающем этапе деятельности детям можно предложить построить башню еще выше. Необходимо отметить, что мышление у детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер.
Кроме вышесказанного, данный вид деятельности имеет большую значимость при подготовке детей к обучению в школе. Конструирование способствует формированию у дошкольников умения учиться, показывает, что основной смысл любой деятельности заключается не только в получении конкретного результата, но так же и приобретении знаний и умений.
Таким образом, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий, творческого воображения, художественного развития.