Надрага Любовь Михайловна
Конструирование как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование как средство развития мелкой
моторики рук у детей дошкольного возраста.
Воспитатель – Надрага Любовь Михайловна
Одним из важных процессов в развитии ребенка, является процесс развития мелкой моторики.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика - это движения, выполняемые мелкими мышцами тела человека, направленные на исполнение задач, требующих с концентрированности в работе глаз и рук.
К движениям мелкой моторики, можно отнести такие действия, как: жесты, захват предметов, мелкие движения от которых зависит почерк.
По данным проведенных исследований Л. В. Актаковой-Фоминой, Б. И. Пинским и М. М. Кольцовой была подтверждена связь между моторикой пальцев и интеллектуальным развитием. На основании этого можно сделать вывод, что существует прямая зависимость уровня развития детей от степени сформированности тонких движений рук.
Вся жизнь человека требует применения четких, тонких, скоординированных движений кистей и пальцев, необходимых для того чтобы: писать, застегивать пуговицы, выполнять учебные, трудовые и бытовые действия.
Важно разрабатывать мелкую моторику у детей, так как она воздействует на развитие речевого центра, воображение, внимание, мыслительные процессы. Чем более развита и функциональна детская рука, тем умнее ребенок. Движения рук активируют мозг, заставляя его совершенствоваться.
По мнению М. М. Кольцовой, «степень сформированности речи ребенка тесно связаны с развитием тонких движений рук. Если движения пальцев соответствуют возрасту ребенка, то и речь развивается в пределах нормы. Если развитие движения пальцев отстает, то и развитие речи задерживается.
Двигательно-проекционная часть руки, а именно пальцы, можно считать еще одной речевой частью мозга. Совершенствование словесной речи начинается, когда движение пальцев рук достигают тонкости».
Развитие мелкой моторики подготавливает основу для последующего развития речи.
По причине технического прогресса, у большего числа детей, наблюдается моторное отставание. В особенности, у детей, проживающих в городах. Облегчение и ускорение деятельности, приводят к отставанию в развитии. Они не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки и так далее.
Если есть затруднения с речью, значит есть проблемы с моторикой. Деятельность по
совершенствованию мелкой моторики благотворно воздействует не только на формирование речи, но и на психофизическое развитие ребенка.
На сегодняшний день существует множество приемов и методов по развитию мелкой моторики дошкольников. Специалисты логопеды, педагоги и психологи используют различные методы и приемы в совершенствовании мелкой моторики. Основным способом развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, является игровая деятельность. В процессе игры у них развивается слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, формируется игровая, учебная и практическая деятельность.
Занятия и игры на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее действие на развитие речи, точные пальчиковые занятия поддерживают активность коры головного мозга.
Огромное место в развивающих играх занимают игры конструктивного характера. В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, оно тесно связано с игрой и потому является деятельностью, отвечающей интересам детей. В ходе анализа методической литературы по конструированию была выявлена методика Никитина по развитию мелкой моторики детей, которые используются в учебно-воспитательном процессе.
Никитины являются разработчиками нетрадиционной системы воспитания и образования, а также являются многодетной семьей, в которой семь детей.
Их методика основана на творчестве, труде и естественности. Все должно происходить без
принуждения со стороны родителей, дети сами выбирают чем им заниматься и как распоряжаться своим временем. Задача взрослых – контроль, общение и помощь.
Игры, предлагаемые Никитиными, представляют из себя головоломки, развивающие логическое и образное мышление. Это задачки, которые решаются с помощью кирпичиков, кубиков, деталей конструктора и т. д.
Борис Никитин, предлагает следующие правила работы с детьми в развивающих занятиях :
• систематичность, т. е. многократное повторение;
• последовательность, т. е. от простых истин к более сложным без пропуска заданий, занятия
должны выполняться самостоятельно;
• занятия должны проходить по желанию ребенка, в положительном расположении духа;
• не допускать переутомления;
• заинтересованность родителей - цель родителей не мешать, а помогать.
Занятия проводятся в различных формах – в нетрадиционной и традиционной. Это дает детям разнообразие и повышает интерес к игре. В ходе занятий детям ничего не навязывается, все происходило по их желанию. Ребенок погружается в игру и сам выбирает сферу деятельности. Никто не должен объяснять правил, он сам вовлекается в процесс игры, подражая взрослым. Изначально нужно присутствие взрослого, в дальнейшем ребенок сам справляется с заданиями. Постепенно задания усложняются. При этом нельзя делать подсказки, должна быть дана возможность размышлять ребенку самому. Если не получается выполнить задание, следует возвратиться к прошлому заданию или оставлять это и выполнять следующее. Если ребенок достиг полного успеха или потерял интерес к
игре, необходимо временно оставить игру.
Особенность этих занятий – это поэтапное развитие, многофункциональность и большая вариация игр, что развивает творческое мышление.
Игры обучают детей думать и добиваться поставленных целей. Каждая игра, представляет из себя набор задач, которые ребенок решает с помощью кирпичиков и кубиков: играя с ними, перебирая их в руках и рассматривая их яркие цвета, у ребенка хорошо развивается мелкая моторика и речь. Ребенок становится работоспособным и наблюдательным – повышается внимание, образное и логическое мышление.
Таким образом, игры по конструированию развивает у ребенка мелкую моторику, а также развивается интеллектуальная и творческая активность, учится планировать, осуществлять задуманное, конструировать различные модели и узоры, вносить изменения в процессе конструирований. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы.
Список использованной литературы
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей
детского сада. - М. : Просвещение, 2014.
2. Никитин Б. П. игры. (6-е изд.) М. : Педагогика, 2009.
3. Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. - М., 2009
4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М. : Эксмо, 2007. - 80 с___