Елена Кулинич
Конструирование как средство формирования универсальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, –
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Идеи великого педагога В. А. Сухомлинского имеют продолжение и в нашей с Вами современности, которая требует от воспитателей непрерывного и постоянного самосовершенствования, и отвечают современному подходу к образовательной деятельности. Совершенствование себя, и конечно совершенствование наших детей – вот главная задача,которая стоит «во главе современной педагогики». То есть создания таких условий для развития детей, которые бы способствовали формированию «универсальных» (ФГТ) качеств и способностей, необходимых в дальнейшей жизни и при обучении в школе.
Публикация «Конструирование как средство формирования универсальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из путей реализации данной задачи, поставленной Федеральными Государственными Требованиями мы видим в одном из практических видов деятельности – детском конструировании (образовательная область – познание,которое на наш взгляд направленно на развитие всех сторон личности ребенка и является универсальным средством через которое воспитатели в детских садах имеют возможность решать самые разнообразные задачи (развития мышления и речи; формирования нравственных качеств; задачи развития детского творчества,поскольку конструирование каким бы оно не было, всегда направленно на создание готового продукта и т. д.) и конечно игре, как специфического для дошкольников вида деятельности.
Необходимо сказать, что основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой на протяжении всего дошкольного детства. Но наш опыт показал, что необходимо «развести» данные понятия, поскольку эти два вида деятельности могут сопровождать друг друга, но не являться равными. Ребенок либо играет, либо конструирует.
На каком же возрастном этапе игра и конструирование слиты воедино и наоборот, один из видов деятельности, а именно конструирование начинает приобретать самостоятельное значение? Именно данный вопрос с методической точки зрения стал мне интересен, т. к. необходимо грамотное руководство воспитателей при организации процесса конструирования с детьми любого возраста.
Опираясь на работы Лиштван, Л. А Парамоновой, А. Н. Давидчук мы попытались проследить динамику взаимодействия игры и конструирования, используя метод наблюдения самостоятельной и совместной с воспитателем видов деятельности. И убедились, что именно в раннем возрасте конструирование слито с игрой. Именно в этом возрасте можно говорить об условном конструировании. Т. к. в основном замысел у детей раннего возраста отсутствует, дети быстро увлекаются и переключаются. Именно поэтому ограничиваться не большим количеством тем не следует, лучше использовать многотемие. Затем постепенно игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей. Например, дети играют в больницу и строят кровать для куклы и т. д. В этот момент конструирование отделяется от игры, поэтому детям начиная со среднего дошкольного возраста мы предлагаем небольшое количество тем в отличие от детей младшего. А к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и приобретает сюжетный характер. Например дети делают сложные постройки, а за тем объединяют их в различных сюжетах игры. Детям старшего дошкольного возраста так же не следует предлагать каждый раз все новые и новые темы для конструирования, а лучше создать условия для преобразования построек, используя различные способы руководства.
На наш взгляд это наиболее эффективный и грамотный подход к организации данного вида продуктивной деятельности. В нем мы видим систему усложнения, в которой у детей формируется обобщенный способ конструирования. Именно тогда дети смогут все и по-разному конструировать.
Таким образом, учет особенностей игры и конструирования, и их взаимодействия необходим при руководстве строительными играми.
Какие же дополнительные особенности руководства можно выделить:
Одним из главных правил,которое мы установили для себя является правило когда дети конструируют стоя у своего стола, а на их стульях находится коробка с деталями. В средней группе воспитатели самостоятельно формируют набор для конструирования, а в старшем дошкольном возрасте дети сами складывают этот набор. Если необходимы дополнительные детали, могут подойти и взять детали в уголке конструирования. Если дети объединяются в микрогруппы, то возможно организовать деятельность и на ковре в групповом помещении.
Итак, не менее важным условием является и то, что при первичном знакомстве с названием деталей конструктора необходимо не только правильно называть сами детали, но и обследовать их, обозначать контур, сравнивать между собой.
Перед началом конструирования следует провести беседу, которая поможет расширить кругозор ребенка и его знания об окружающем. Не менее важна и наглядность (рассмотрение иллюстраций). В младшем дошкольном возрасте использование и внесение игрового мотива, художественного слова, а так же вспомогательного материала для развития игрового сюжета (игрушки). В процессе конструирования важно использовать метод наводящих вопросов и проговаривание. По окончанию образовательной деятельности необходимо в младшем дошкольном возрасте дать оценку от лица героя и преимущественно, отметив положительные стороны. К старшему дошкольному возрасту следует подводить детей к тому, что бы они самостоятельно пытались оценить свою деятельность, отметив оригинальность и аккуратность.
Целесообразно вспомнить и назвать формы организации детского конструирования :
• По образцу (фотографии и рисунки)
• По модели (в качестве образца предъявляют модель в которой есть лишь очертание отдельных элементов, например, конструкции обклеенные бумагой, а детали скрыты)
• По условиям (детям предлагаются условия, которым должна соответствовать постройка)
• По простейшим чертежам и схемам
• По замыслу (в этом случае ребенок сам решает как и что он будет строить). Необходимо помнить, что этот вид обучения является следствием овладения детьми конструированием по образцу и условиям.
• По теме (воспитателем дается одна тема для всех детей и близка к конструированию по замыслу с той лишь разницей, когда замысел ограничивается темой)
Продумывание историй, которые могут произойти с постройкой – следующий этап, который связан с игровой деятельностью. Воспитатели сохраняют условия для детской постройки в течение нескольких дней. За это время дети могут совершенствовать свои конструкции, обыгрывать в различных сюжетах.
По наблюдениям педагогов и психологов выросло число детей, у которых выражены трудности в общении со сверстниками, снижен уровень развития образного мышления. Это позволяет нам сделать вывод о том, что снижается уровень развития игровой деятельности. Поэтому каждый педагог должен понимать и осознавать связь игровой деятельности с другими видами и последовательно выстаивать образовательный процесс, с опорой на дидактические принципы и зону ближайшего развития детей. Так при предложении создать постройку по схеме для одного ребенка зона ближайшего развития будет определяться тем, что воспитатель изменит масштаб схемы, и он справится с заданием. А для другого требуется заменить схему образцом. Именно в конструировании или строительных играх как нельзя лучше на наш взгляд раскрываются возможности всестороннего развития личности ребенка.
Предлагаем к рассмотрению один из вариантов непосредственно образовательной деятельности по конструированию.
Строительная игра «Цирк»
(для средней группы)
Цели:
– продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять постройки общим замыслом, различать и называть строительные детали (куб, брусок пластина);
– сосредотачивать внимание на последовательность действий;
– закреплять пространственные отношения;
– использовать созданную постройку в сюжетно-ролевой игре;
– формировать представления детей о цирке;
– воспитывать навыки коллективной работы.
Материал: крупный строитель, игрушки-зверушки, обруч, ткань.
Предварительная работа: Накануне занятия беседа о цирке. Представление в цирке идет на арене – круглой сцене. Зрители сидят на скамейках вокруг круглой арены. Крыша цирка выпуклая (называется купол). Чтение С. Маршак «Цирк».
Ход: Ребята, а вы были когда-нибудь в цирке? Вам нравится цирк? Кто выступает в цирке (клоуны, дрессированные звери, фокусники, акробаты? Дети, а наши куклы никогда не были в цирке и не видели циркового представления. Давайте построим большую цирковую арену и покажем представление для кукол, они будут очень рады. Дети, вспомните, пожалуйста, форму циркового здания (она круглая). Для того, чтобы ровно построить круглую арену, я намечу ориентир (пометка мелом или положить обруч). А теперь посмотрите на картинку, как можно построить здание цирка. Из каких деталей постройка (кубы, кирпичики, пластины? Как расположены кубы (по кругу, друг на друге? А теперь приступаем к строительству цирка. Начнем с середины обруча или круга, затем поставим слева куб, справа куб. С одной стороны соединяем кубы, а с другой стороны кубы не соприкасаются между собой, между ними получается небольшой уголок. Ставим кубы аккуратно, чтобы постройка получилась красивой и прочной. А теперь надстраиваем стены, ставим второй ряд кубов. В центр куба ставим трубу-цилиндр, чтобы закрепить купол, затем сделаем выход на арену.
Оценка работы: Ну вот, здание цирка готово. Молодцы, ребята, вы самостоятельно построили цирк, и он у вас получился очень красивым, необычным. Теперь пора подготовиться к открытию цирка и началу представления (готовятся артисты, рассаживаются зрители).
Переход к игре: Звучит музыка.
Дорогие зрители! Вашему вниманию представляем цирковое шоу!
Перед вами – вы знаете что?
Игрушечный цирк Шапито.
Сейчас обезьяны забьют в барабаны
И выйдет – вы знаете кто?
(Выходит ребенок с обезьянкой)
1-й ребенок:
Висит на хвосте обезьянка
А родом она – африканка
Хоть мал ее рост,
Зато ее хвост
Длинней, чем сама обезьянка.
2-й ребенок:
А вот акробатка – Матрешка
Покуда она еще крошка
Но время идет – она подрастет
И станет Матреной матрешка.
3-й ребенок:
А это оседланный конь
За повод его только тронь
Быстрее, чем птица
По кругу помчится
Красивый оседланный конь.
Воспитатель:
Сейчас заведем мы игрушки,
Запрыгают зайцы, лягушки
Козел и баран
Забьют в барабан
И дружно запляшут игрушки.
Под музыку звери пляшут.
Дети продолжают игру по собственному игровому замыслу.
Мы очень надеемся, что предложенный опыт работы поможет воспитателям как можно эффективнее выстраивать современный образовательный процесс и решать проблемы развивающего образования.