Анна Бакулина
Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкие опыты. Свойства песка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"
Цель:
- Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
Публикация «Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности „Сладкие опыты, Свойства песка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Образовательные задачи: Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека.
Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающие задачи.
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. Проектор.
Ход
Дети с воспитателем заходят, обращают внимание на гостей, дети приветствуют их. (Воспитатель приглашает детей в круг.)
Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу почтальон Печкин принес посылку. Давайте откроем коробку.
Воспитатель: Ой, да здесь мешочки (дети берут по одному мешочку).
Воспитатель: Как вы думаете, что там может быть? (волшебная пыль, камешки, гречка, горох, ракушки)
Воспитатель: Загадка поможет вам отгадать:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей).
Звучат позывные от компьютера.
Воспитатель: Дети умный компьютер предлагает посмотреть, как получают сахар из сахарной свеклы (презентация)
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд, удобрять. В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки. Стружку опускают в котлы с водой и варят. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд). По ленте сахар поступает в упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.
Теперь вы знаете, сколько людей участвует в производстве сахара, сколько труда вложено, чтобы мы могли полакомиться сладким.
Воспитатель: Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. А теперь я предлагаю провести эксперименты и узнать свойства сахара. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты, исследования, открывать что-то новое).
Все верно и мы с вами уже были в роли ученых. Но прежде чем начать исследования давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;
– Я приглашаю вас в лабораторию.
– Займите места за столами.
Воспитатель: Наденьте спецодежду маленьких ученых. Все готовы?
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Воспитатель:
Опыт№1 Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Что можно сказать о сахаре, что он?
Ответы детей:
(он сыпется легко). О каком свойстве нам это говорит?
Ответы детей:
(сахар сыпучий как песок) Правильно: он сыпучий. Недаром так и говорят сахарный песок.
Воспитатель: Ваня, выбери карточку, обозначающее это свойство сахара.
(Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
Воспитатель: А теперь рассмотрите сахар.
Опыт№2Что еще можно о нем сказать? Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?
Ответы детей
(состоит из мелких частиц, он белого цвета).
Воспитатель: Маша, выбери нужные символы.
Воспитатель: На что похожи крупинки сахара? Рассмотрите в лупу.
Воспитатель: Саша, выбери нужную карточку.
Воспитатель: Как вы думайте, имеет ли сахар запах? Правильно сахар не имеет ярко выраженного запаха.
Воспитатель: Антон, выбери нужный символ.
Воспитатель: Попробуйте сахар на вкус? Верно он сладкий, этот вкус вам знаком еще с раннего детства.
Воспитатель: Варя, выбери нужную карточку.
Опыт№3
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его положить в воду, он растворится как в чае? Давайте попробуем.
Ответы детей : не растворяется, а если размешать (растворяется).
Воспитатель: Аня, выбери нужный символ.
Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте поиграем в игру «Сладкое - не сладкое».
Проводится игра на внимание. (физминутка)
- Если вы услышите название блюда, в которое добавляют сахар, -хлопайте в ладоши. Не добавляют – топайте.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха, сок.
Возвращайтесь на свои рабочие места.
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а сахар можно покрасить? Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной краской вода. В блюдце мы наливаем окрашенную воду и ставим кубики, которые очень быстро из белых становятся голубыми. Вода за несколько секунд поднимаются по кубику снизу вверх.
Воспитатель: Почему это происходит?
Ответы детей: потому что сахар быстро впитывает воду. Да и пока он не успел растаять, вся башенка стала цветной.
Опыт №5
Для проведения опыта вам понадобятся : миска с водой, 8 деревянных зубочисток, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
Воспитатель: Что же происходит? Сахар всасывает воду, приводит её в движение, плывут зубочистки к центру.
Воспитатель: Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).Показ презентации.
- Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: при нагревании сахар становится жидким.
Воспитатель: Соня, выбери нужный символ.
-Ребята, вам нравится быть исследователями? Какие свойства сахара вы запомнили?
Воспитатель: Пользу или вред приносит сахар? Как вы думаете? (показ картинок)
Минусы сахара:
1. Сахар вреден для зубов.
2. Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
3. С избыточным потреблением сахара у детей появляется аллергия.
4. Снижает уровень зрения.
Плюсы сахара:
1. Сахар делает нас счастливыми.
2. Сахар дает нам энергию.
3. Улучшает память.
Какой же мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Выводы: Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям и болезням. Здесь поможет золотое правило, - во всём надо знать меру. Умеренное поедание сладостей сохранит ваше здоровье и поднимет настроение.
Сделай сахар своим другом.
Воспитатель: Дети, посмотрите, в коробе ещё что-то лежит, давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель: Ой, да здесь леденцы.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего они сделаны? (из сахара) Ребята, вы сегодня узнали много нового. Я думаю, вам будет, чем поделиться с родителями и друзьями. Надеемся, что и наши гости возьмут что-то на заметку.
Конспект занятия «Свойства песка»
Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
-Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы.
-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка.
-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
-Побудить интерес к познавательной деятельности.
Методы и приемы:
Словесные: загадки, беседа, рассуждение.
Наглядные: приборы для опытов, интерактивная доска.
Практические: эксперименты с песком, физкультминутка «Тихо плещется вода».
Оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, лупа, листы белой бумаги, мультимедиа – проектор, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: отгадайте ребята загадки:
- Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,
И на нём поспать часок. Угадали что? - (песок)
- Из камней он появился, зё рнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый или светло-серый.
То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой? (песок)
- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть. (песок)
- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.
Я желтый, сладкий и золотой. Узнали, ребята, кто я такой? (песок)
Воспитатель: молодцы ребята, конечно песок, я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим.
Дети: о песке.
Воспитатель: и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты.
Ребята, прежде чем приступить к работе в лаборатории, предлагаю вам посмотреть презентацию
«От песчинки к песку» (просмотр презентации)
После просмотра беседа с детьми.
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыт № 2 «Песок в воде»
Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка.
Ход эксперимента: в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.
Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 3 «Песчаный конус»
Материал: сухой песок.
Ход эксперимента:
Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погулять. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Опыт№4 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Пробуем лепить из мокрого песка. Дети лепят мячики.
Что же произошло с фигурками, когда песок высох?
Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
Опыт№5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек.
Что происходит, видны ли отпечатки?
Затем смачиваю песок, и уже на мокром песке предлагаю оставить отпечатки.
Что мы видим? Да, вся ладошка оставила след.
Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Песочные сказки» (рисование на песке)
Беседа с детьми по просмотренному видеофильму.
Вывод: песком можно рисовать.
Предлагаю детям рисование песком «Песочная страна»
Материал:
сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход эксперимента:
Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Подведение итога:
Песок состоит из песчинок.
Песчинки имеют разную форму, размер.
Песок может двигаться.
Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.
Песком можно рисовать.