Папки-передвижки

Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений

Юлия Жукова
Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Почетная и важная функция развития речи в нашем обществе исторически принадлежала женской половине человечества. Женщина – мать была не только хранительницей очага, она была хранительницей народной культуры. Качая колыбель, успокаивая детей, утешая раненых, больных, женщина находила особые слова, особые сочетания, которые проникали в самое сердце, часто просто на уровне подсознания.

Спи, сыночек мой, усни

Люли, люшеньки, люли

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Публикация «Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений» размещена в разделах

Люли, люшеньки, люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Это наложило свой отпечаток на фонетический состав языка. Русский язык издавна обладал напевностью, богатой эмоциональной окраской. Современная речь изменилась в динамике, наши предки произносили звуки несколько иначе, округляя звук, слово произносилось нараспев и значительно медленнее, в некотором роде речь наших прадедов напоминала речь современных москвичей. Со временем звуки сформировались в определенную систему, с небольшими изменениями дошедшую до наших дней. Каждый звук, произносимый в речи, не только физическое явление, но и результат определенной работы всего человеческого организма. Как произносятся звуки речи? При прохождении воздушной струи через речевой аппарат звук из акустического явления превращается в артикуляторное: органы речи моделируют звук, здесь он приобретает окончательную форму. Мы рассмотрим вопрос, связанный с правильным дыханием. Дыхательный аппарат: грудная клетка, грудобрюшная преграда, легкие, бронхи, дыхательное горло выполняют свойственные им функции в деятельности организма и принимают прямое участие в формировании звука, так как именно дыхательный аппарат создает необходимую для образования звуковых колебаний воздушную струю. Таким образом, правильное дыхание служит предпосылкой для решения отдельных речевых проблем. А пропевание колыбельных песен, чтение детского фольклора и традиционных русских сказок будет хорошим помошником к современным педагогическим методам для его формирования.

Вашему вниманию предлагается комплекс, направленный на формирование основ правильного дыхания с использованием современных упражнений и особенностей движений в славянской культуре.

Комплекс дыхательных упражнений.

Средняя группа.

Упражнение №1 “Здравствуй, добрый человек”

Цель: выработка глубокого длительного вдоха и выдоха.

В положении стоя, дети делают глубокий вдох, при этом отводят правую руку в сторону. Затем выдох и подводят руку к сердцу. Вдох – правая рука вверх. Выдох – поклон и произносится слово “Здравствуйте”. Вернуться в исходное положение стоя.

Упражнение № 2. “Поиграем животиками”.

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 3. “Узнай по запаху”.

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Упражнение № 4. “Носик и ротик поучим дышать”.

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза, показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 5. “ Загони мяч в ворота”.

Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Упражнение № 6. “Погудим”.

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя -“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Упражнение №7. “Любимая песня”

Цель: формирование правильного дыхания

Детям предлагается спеть свою любимую песню, при этом следить за своим дыханием, чтобы оно не прерывалось

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушенийИспользование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Конспект родительского собрания «Развитие речевых особенностей детей 4–5 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Муниципального образования Щербиновский район. Тема.

Консультация для родителей «Применение оригами в преодолении речевых нарушений» В решении речевых проблем логопеды применяют много новых технологий. С каждым годом количество их растет – это и Су-Джок терапия, игры с.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию речевых нарушений Учитель-логопед Федяшина Т. Н. МБДОУ «Детский сад № 1» г. Энгельс Саратовской обл. Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений
Опубликовано: 26 ноября 2015 в 03:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД