Юлия Жукова
Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Почетная и важная функция развития речи в нашем обществе исторически принадлежала женской половине человечества. Женщина – мать была не только хранительницей очага, она была хранительницей народной культуры. Качая колыбель, успокаивая детей, утешая раненых, больных, женщина находила особые слова, особые сочетания, которые проникали в самое сердце, часто просто на уровне подсознания.
Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Публикация «Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений» размещена в разделах
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Это наложило свой отпечаток на фонетический состав языка. Русский язык издавна обладал напевностью, богатой эмоциональной окраской. Современная речь изменилась в динамике, наши предки произносили звуки несколько иначе, округляя звук, слово произносилось нараспев и значительно медленнее, в некотором роде речь наших прадедов напоминала речь современных москвичей. Со временем звуки сформировались в определенную систему, с небольшими изменениями дошедшую до наших дней. Каждый звук, произносимый в речи, не только физическое явление, но и результат определенной работы всего человеческого организма. Как произносятся звуки речи? При прохождении воздушной струи через речевой аппарат звук из акустического явления превращается в артикуляторное: органы речи моделируют звук, здесь он приобретает окончательную форму. Мы рассмотрим вопрос, связанный с правильным дыханием. Дыхательный аппарат: грудная клетка, грудобрюшная преграда, легкие, бронхи, дыхательное горло выполняют свойственные им функции в деятельности организма и принимают прямое участие в формировании звука, так как именно дыхательный аппарат создает необходимую для образования звуковых колебаний воздушную струю. Таким образом, правильное дыхание служит предпосылкой для решения отдельных речевых проблем. А пропевание колыбельных песен, чтение детского фольклора и традиционных русских сказок будет хорошим помошником к современным педагогическим методам для его формирования.
Вашему вниманию предлагается комплекс, направленный на формирование основ правильного дыхания с использованием современных упражнений и особенностей движений в славянской культуре.
Комплекс дыхательных упражнений.
Средняя группа.
Упражнение №1 “Здравствуй, добрый человек”
Цель: выработка глубокого длительного вдоха и выдоха.
В положении стоя, дети делают глубокий вдох, при этом отводят правую руку в сторону. Затем выдох и подводят руку к сердцу. Вдох – правая рука вверх. Выдох – поклон и произносится слово “Здравствуйте”. Вернуться в исходное положение стоя.
Упражнение № 2. “Поиграем животиками”.
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение № 3. “Узнай по запаху”.
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
Упражнение № 4. “Носик и ротик поучим дышать”.
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза, показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
Упражнение № 5. “ Загони мяч в ворота”.
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.
Упражнение № 6. “Погудим”.
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя -“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.
Упражнение №7. “Любимая песня”
Цель: формирование правильного дыхания
Детям предлагается спеть свою любимую песню, при этом следить за своим дыханием, чтобы оно не прерывалось