ольга ярославцева
Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Подарок для дорогого человека»
Задачи: Учить детей проводить звуковой анализ слов, познакомить со слогообразующей функцией гласного звука, закреплять знания о гласных звуках, умение отличать их от других; развивать навыки сотрудничества, чувства самоуважения, взаимопомощи; воспитывать любовь и заботу о маме, уважение к женщинам разных возрастов.
Оборудование: игровой макет «Город звуков», плоскостная фигурка
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«Звуковка», кубики зелёного и красного цвета, фишки серого и красного цвета, картинки-схемы слов: «дом», «суп», «рак», «лес», «роза», «сок», «чай».
Ход деятельности: 1. Ритуал приветствия – упражнение «Минутка вхождения»
Воспитатель: Настало утро. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Мише? Ане? Лизе? (имена детей) А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю всем хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети, помогите мне вспомнить, кто поселился в городе Звуков? (Принцесса Звуковка)
- С кем дружит принцесса? (с гласными звуками)
- Что ей больше нравится? (Она любит петь гласные звуки)
- Давайте вместе со Звуковкой пропоём песню гласных звуков.
(Воспитатель указывает на слова-схемы и выделяет гласный звук)
- ааааааа, оооооо, ыыыыыыы, ууууу, ээээээ, иииииии…
- Какие это звуки? Почему?
- Как они обозначаются?
- Сегодня для принцессы предстоит нелёгкая задача. Она пока ещё маленькая и не всё умеет, поэтому просит о помощи. Вы согласны ей помочь?
- Сегодня Звуковке нужно выбрать в звуковом магазине подарок для мамы. Для чего нужен подарок Звуковке? (Праздник 8 марта)
- Давайте отправимся в магазин.
(открывается витрина)
Игра «Выбери подарок»
- Нужно выбрать большой подарок.
(на доске схемы слов, состоящие из 3 звуков и одна из 4)
- Назовите, что здесь есть?
(дети называют предметы)
- Какой предмет самый большой? (Кит)
- А сейчас назовите слова, которые состоят из одной части.
(прохлопывают)
- А какое слово вы не назвали? (Роза) Почему? (Слово большое)
- Из скольких частей оно состоит?
- Давайте узнаем ещё, почему оно большое. Каждый посадит розу у себя, а садовники посадят розы в городе Звуков.
Звуковой анализ слова «роза»
- Произносим первый звук – «рррр…., ловим звук.
- Какой это звук, гласный или негласный? Ставим первый кубик серого цвета.
- Произносим второй звук – «рооооо…., ловим следующий звук.
- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.
- Произносим третий звук «роззззз, ловим звук.
- Какой это звук, гласный или негласный? Ставим третий кубик серого цвета.
- Произносим четвёртый звук – «розааааааа, ловим звук.
- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.
- Сколько звуков в этом слове? (4)
- Сколько слогов? (прохлопывают 2 раза)
- Сколько гласных звуков? (2)
- Назовите их. (О и А)
- Как они обозначаются?
- А сейчас запомните правило: Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов (частей)
- Прочитайте слово по схеме.
- Какой же подарок должна выбрать принцесса? (Розу)
- Почему? (В слове 4 звука, оно большое)
- Но чтобы получить розу, нужно её купить.
Игра «Живые звуки»
(Воспитатель называет выборочно гласные и негласные звуки, дети определяют и показывают нужную фишку)
- Молодцы, розу мы купили, теперь нужно её передать принцессе. А для этого мы будем передавать слово «роза» по цепочке.
Игра «Цепочка слов»
- Я называю слово «роза», а следующий придумывает слово на звук «р» и передаёт своему товарищу.
(проводится игра в кругу)
- Итак, роза вернулась к принцессе, теперь она может передать подарок своей маме. Звуковка очень рада, что вы помогли ей.
- А вы, ребята, чтобы хотели подарить своей маме. Придумайте слово из 3 или 4 звуков и назовите его.
(если остаётся время, то можно к одному слову составить схему несколькими группами)
- То, что вы задумали можно будет нарисовать после нашего путешествия на бумаге.
3 Рефлексия.
- А сейчас хочу узнать:
Что понравилось? Запомнилось?
Что получилось?
Что было трудно? С каким заданием не справились?
4 Ритуал прощания – упражнение «Солнечные лучики»
Дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, пытаясь представить себя тёплым солнечным лучиком, желают друг другу доброго дня.
Тема: «Тим, Том и Ко»
Задачи: Познакомить с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие; учить проводить звуковой анализ слов; закрепить знания о гласных звуках; развивать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитывать желание помогать, заботиться о меньших.
Оборудование: игровой макет «Город звуков», плоскостная фигурка
«Звуковка», «Звуковички» в синей и зелёной рубашке; кубики зелёного, синего и красного цвета, фишки зелёного, синего и красного цвета, картинки-схемы: «луна», «лиса»; плоскостное изображение колокольчика; мяч.
Ход деятельности: 1. Ритуал приветствия- упражнение «Утреннее приветствие»
Дети встают в круг и поднимают руки вверх.
Воспитатель: С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись!
Дети медленно опускают руки, затем берутся за руки.
Воспитатель: (глядя на каждого) И Маша здесь…. И Даша здесь…
Дети повторяют: И Маша здесь….И Даша здесь…
Воспитатель: Все здесь!
Дети: (встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят): Все здесь!
После этого опускают руки.
2 Основная часть.
(раздаётся звон колокольчика, дети обращают внимание на звук; у
«Звуковки» прикреплён плоскостной колокольчик)
Воспитатель: Откуда раздаётся звон? (из города звуков)
- Наверное что-то случилось. Давайте узнаем.
- Кто звонит в колокольчик? (звуковка)
- Давайте поиграем с колокольчиком. Я произношу гласные звуки, а вы за мной повторяйте.
Игровое упражнение «Колокольчик»
Воспитатель в произвольном порядке произносит гласные звуки: в разном темпе, разной длительности, а дети повторяют.
- Посмотрите, рядом со Звуковкой появились новые жители. Как вы думаете, кто это? (предположение детей)
- Это братья принцессы Звуковки- Тим и Том. Давайте вместе повторим: «Тим». Это младший брат, он носит зелёную рубашку и дружит с мягкими согласными звуками. Давайте произнесём его друзей: ль, мь, пь, рь, сь, ть и. т. д
- А старшего брата зовут Том. Давайте повторим: «Том». Он носит синюю рубашку и дружит с твёрдыми согласными. Давайте назовём его друзей: л,м,п,р,с,т, и. т. д
- Что-то не поделили сегодня братья, и Звуковка не знает, как разрешить их спор. Давайте поможем разобраться. А получилось у братьев вот что.
(Рядом с фигурками Тима и Тома закреплены картинки: Тим- картинка-схема слова «луна», а у Тома – картинка-схема слова «лиса»)
- Том говорит, что «лиса» -это его слово, а Тим спорит, что Том не прав. Как помочь? Давайте составим схемы слов. Мне нужны помощники.
(один ребёнок составляет слово «лиса» из кубиков, а другой слово
«луна»)
Звуковой анализ слов «луна» и «лиса»:
- Произносим первый звук – «ллллллл…., ловим звук.
- Какой это звук, гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Ставим первый кубик синего цвета.
- Произносим второй звук – «лууууу…., ловим следующий звук.
- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.
- Произносим третий звук «луннннн, ловим звук.
- Какой это звук, гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Ставим третий кубик синего цвета.
- Произносим четвёртый звук – «лунаааааа, ловим звук.
- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.
- Сколько звуков в этом слове? (4)
- Сколько слогов? (прохлопывают 2 раза)
- Сколько гласных звуков? (2)
- Назовите их. (У и А)
- Как они обозначаются?
- Прочитайте слово по схеме.
(аналогично слово «лиса»)
- А теперь сравним слова. Какое количество звуков в словах?
(Одинаковое)
- Сколько слогов в словах?
- С какого звука начинается слово «луна»?
- Какой он? (Твёрдый)
- Как обозначается?
- А с какого звука начинается слово «лиса»? Какой это звук? Какой фишкой обозначается?
- Как мы распределим слова между Тимом и Томом? Кому отдадим слово «лиса»? Почему? (потому что он дружит с мягкими звуками)
- Кому слово «луна»? Почему?
- Молодцы, помогли решить спор и не дали поссориться братьям.
Игра «Назови пару»
- А теперь поиграем в любимую игру Тима и Тома.
Все дети встают в круг, воспитатель становится ведущим с мячом.
- Я называю твёрдые согласные звуки и бросаю мяч любому из вас, а вы мне должны назвать мягкий звук, пару твёрдому звуку – младшего брата. А потом поиграем наоборот.
Игра «Ловушка»
- Чтобы звуковички больше не ссорились, давайте их угостим. Что любит Том? С какого звука начинается его имя? Назовите угощения, где есть звук «т»
- Может угостим виноградом, это тоже угощение?
- А молоток понадобится?
- Молодцы, теперь звуковички точно остались довольны. Им понравились игры, в которые мы играли.
3 Рефлексия.
- А вам, что понравилось?
- Что запомнилось сегодня в Звуковом городе?
- Какие игры?
4 Ритуал прощания – речёвка «Дружные ребята»
«Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло»