Ольга Горькова
Конспекты НОД для проведения проектной деятельности «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Какие бывают деревья?».
Цель: знакомство с деревьями (береза, ель, рябина,); формирование представлений о частях деревьев, учить называть деревья, отвечать на вопросы, закрепить понятия «высокий-низкий».
Оборудование: игрушка Каркуша, картинки с деревьями (береза, ель, рябина разных размеров, картинка со строением дерева.
1. Орг. момент:
Публикация «Конспекты НОД для проведения проектной деятельности „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Темочки
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся гулять в парк. И с нами пойдет ворона Каркуша. Дети, давайте познакомимся с вороной. Назовите ей свои имена. А теперь вставайте и идем за Каркушей.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы идем гулять.
За природой наблюдать
И задания выполнять.
Дети, обходя круг за воспитателем и Каркушей, подходят к картинкам с изображением деревьев.
2. Знакомство с деревьями :
Воспитатель: Смотрите, сколько всего растет в нашем парке. Покажите, где деревья? А что растет под ними?
Дети: Трава.
Воспитатель: Давайте сначала познакомимся с деревьями. Видите, какой необычный ствол у этого дерева? Это береза. Только у березы бывает красивый белый ствол. Давайте скажем – береза.
Дети: Это береза.
Воспитатель: Лера, какое это дерево? А теперь ты скажи, Артем. (Дети произносят название дерева).
Воспитатель: А это дерево – рябина. Посмотрите, какие у него красивые листья- как будто много маленьких листочков сидят на тоненькой веточке. Давайте вместе скажем «это рябина».
Дети: Это рябина.
Воспитатель: Повтори, Оля, какое это дерево? Правильно, это рябина.
Пойдем дальше.
Воспитатель: А это дерево вы все знаете. Оно колючее-колючее как ежик. Что это?
Дети: Это елка!
Воспитатель: Правильно! Потрогайте веточку (воспитатель показывает ветку искусственной ели) правда, она колет ладошку. Ребята, это ель или елка. Давайте вместе скажем "Это елка».
Дети: Это елка.
Воспитатель предлагает 2-3 детям ответить на вопрос «Какое это дерево?»
3. Части дерева :
Воспитатель: Все деревья состоят из разных частей. Сейчас Каркуша покажет вам, из каких.
Вместе с детьми и Каркушей дети называют корни, ствол, ветки и листья (иголки).
Воспитатель: А теперь давайте найдем эти же части у других деревьев. Покажите, где у березы ствол? Где у елки иголки?
4. Физкультминутка
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики).
5. Понятия «высокий – низкий» :
Воспитатель: Дети, смотрите, какие-то деревья выросли большими-большими, а какие-то еще не успели. Давайте найдем высокие деревья? Покажите их и назовите.
Дети: Береза высокая. (добиться ответа двухсловным предложением).
Воспитатель: А какие деревья еще не выросли? Низкие деревья.
Дети: Береза низкая.
Воспитатель: А рябина какая?
Дети: Рябина высокая.
6. Итог:
Воспитатель: Кто сможет вспомнить, какие деревья мы видели? Береза, ель и рябина. Как мы назовем их одним словом?
Дети: Деревья.
Молодцы, ребята, хорошая получилась у нас прогулка. Возвращаемся назад!
Дети делают круг в обратную сторону за воспитателем и Каркушей.
Раз, два, три, четыре, пять -
Возвращаемся назад!
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Зеленое дерево».
Цель: учить детей рисовать в технике «Рисование пальчиками», закреплять знание цветов (красного, желтого, зеленого, учить получать положительные эмоции по результату.
Предварительная работа:
Рассматривание листьев на прогулке, наблюдение за деревьями. Материалы: лист бумаги с изображением ствола дерева, зеленая пальчиковая краска, иллюстрации деревьев.
Ход занятия:
Воспитатель: Весна прекрасное время года. Весной все деревья распускаются яркими зелеными листочками. Много зеленых листочков на деревьях (рассматривание картинок). Давайте вспомним, ребята, как шумят листочки когда дует ветер. Стук в дверь: Посмотрите - ка ребята к нам из леса прилетела сорока.
-Здравствуйте ребятки, а вы знаете какое сейчас время года?
-Весна! (ответ ребят)
Сорока: А давайте, ребята, мы вместе поиграем.
Игра «1,2,3 листочек подбери!»
Цель: учить детей различать цвета (желтый, красный); развивать зрительное внимание.
Ход игры: воспитатель «делает листопад» и предлагает детям собрать листочки в коробку.
Сорока: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша сорока загрустила, она хочет обратно в лес. Мы сегодня с вами будем волшебниками, и нарисуем волшебный лес, мы будем рисовать пальчиками. Посмотрите у вас лежит листок бумаги на которых нарисован ствол и ветки дерева. Ребятки подскажите мне, чего не хватает дереву? (ответы детей). Правильно! Не хватает листочков. А какой краской мы будем рисовать листочки? (ответы детей). Смотрите на столе лежат палитры с краской. Посмотрите внимательно, как мы будем рисовать. Обмакиваем пальчик в краску, и аккуратно прикладываем его к нашему дереву, затем убираем пальчик и у нас получился листочек. Так мы наносим краску по всему листу бумаги. После работы вытираем пальчики об влажную салфетку.
Сорока: Ребятки покажите мне пожалуйста как вы будите рисовать дерево. Как красиво у вас получается, какие вы молодцы.
Ребята, а кто скажет какого цвета краски? (Зеленого)
Молодцы! Давайте сделаем выставку наших деревьев, чтобы наши родители тоже могли полюбоваться волшебным лесом.
Дыхательная гимнастика «Листопад».
Сорока: Я очень рада, но теперь мне пора улетать обратно в лес. До свидания (прощание ребят)
Воспитатель: Молодцы ребята у нас получился красивый весенний лес. А сейчас идем мыть ручки, чтобы они у нас были чистыми.
Конспект познавательного занятия «В гости дерево пришло, нам подарок принесло».
Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой, формировать умение сравнивать бумагу по качествам и свойствам, развивать тактильные ощущения, любознательность.
Оборудование: емкости для воды, подносы, бумага разной формы и цвета.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях снова было дерево и оставило нам подарок! Подойдите к столу и посмотрите, что здесь такое?
Дети: Бумага!
Воспитатель: Я вам расскажу, что дерево наш помощник во всём, оно даёт не только плоды. И ещё, самое важное, из дерева делают бумагу.
Чтобы сделать много красивых листов, пришлось срубить дерево, чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Если мы будем беречь бумагу, то сохраним много деревьев.
Основная часть:
Воспитатель: А сейчас, мы будем с вами экспериментировать с бумагой, превращаемся в маленьких исследователей.
Опыт 1
Посмотрите на столе много разной бумаги, давайте её потрогаем и рассмотрим.
1 лист бумаги, какой на ощупь? (Гладкий)
2 лист бумаги, какой на ощупь? (Шероховатый)
3 лист бумаги, какой на ощупь? (Толстый)
4 лист бумаги, какой на ощупь? (Тонкий, мягкий)
Делаем вместе с детьми вывод: бумага разная на ощупь: гладкая, мягкая, шероховатая, и. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая бумага по цвету? (разноцветная).
Сейчас мы поиграем в Д/игру «Покажи правильно»
Я вам показываю разноцветные листы, а вы мне говорите какого они цвета.
Воспитатель: А теперь возьмите листы бумаги и посмотрите на Сашу. Вы его видите?
Делаем вывод: через бумагу ничего не видно.
Опыт 2
«Мнём и разглаживаем»
Воспитатель: А ещё бумагу можно мять, сомните её, у нас получился снежок, а теперь разладьте её.
Вывод: Бумагу можно мять и разглаживать.
Опыт 3
Воспитатель: Предлагаю поместит бумагу в ёмкость с водой. Что происходит?
Бумага размокла и порвалось.
Вывод: Бумага боится воды.
Опыт 4.
Воспитатель: Бумагу можно разорвать на мелкие кусочки. Какая бумага легче рвётся? Альбомный лист или салфетка? Посмотрите, сколько мелких кусочков у нас получилось!
Вывод: Альбомный лист рвётся труднее, чем салфетка.
Воспитатель: Как вы думаете может ли бумага летать? У нас на столе кусочки порванной бумаги возьмите их в ладошки и подуйте.
Что происходит? Полетели. На что похожи кусочки бумаги? (на снежинки).
Вывод: Маленькие кусочки бумаги лёгкие, когда на них подуешь, они разлетаются.
Воспитатель: Теперь подойдем к этому столу. Посмотрите, у меня для вас нарисованная веточка, но на ней чего- то не хватает. Чего же?
Дети: Листьев!
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами все исправим. Для работы нам понадобится: бумага, маленькие листочки, вырезанные из зеленой бумаги, клей.
Какая красота у нас получилась! Возьмём карандаши и нарисуем салют на нашей красивой картине.
Вывод: Бумагу можно склеивать и рисовать на ней.
Воспитатель: Ребята вы молодцы! А вот вам еще один подарок – набор цветной бумаги для ваших поделок!
Воспитатель: Ребята, вам было интересно?
Дети: Да.
Воспитатель:
Давайте вспомним, что мы узнали про бумагу?
Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми.
Аппликация «Цветущее дерево».
Цель: учить детей в творческой форме выражать свои впечатления, которые они получают в результате познания окружающего мира, развивать фантазию и воображение; воспитывать у малышей усидчивость, аккуратность; закреплять названия цветов, совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: 2листа бумаги формата А3, гуашь основных цветов, стеки, клей, влажные салфетки.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, мы с вами столько много узнали о деревьях – наших друзьях, любовались их красотой, слушали стихи и песенки. Что вы запомнили? (Ответы детей)
Воспитатель: А давайте теперь сделаем сами красивое-красивое дерево!
Садитесь за стол, посмотрите, какие здесь краски?
Дети: красная, желтая, зеленая, синяя.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, что я делаю? Я капаю капли краски на белый лист. Смотрите: кап-кап-кап!
(дети наблюдают, как воспитатель наносит большие капли краски на лист бумаги, повторяют «кап-кап)
Воспитатель: А теперь я беру вот такую палочку с широким концом – стеку и размазываю капли краски в разные стороны. Попробуйте и вы, только очень аккуратно, чтобы наша работа вышла красивой.
Дети выполняют мазки стекой, размазывая капли краски в разные стороны. Необходимо следить, чтобы ребенок прижимал стеку во всю ширину и аккуратно вел мазок в одном направлении. Таким образом, надо раскрасить весь лист. Во время раскрашивания воспитатель задает детям вопросы «какую краску размазываешь ты, Коля?», «А это какой цвет, Женя?». Добивается ответов, если ребенок затрудняется, помогает ответить.
Воспитатель: Пока наш раскрашенный цветными красками лист бумаги сохнет, мы поиграем.
Игра малой подвижности «Пошла Катя по лесочку».
Цель: снять мышечное напряжение, учить проговаривать слова игры, продолжать формировать интерес к совместным играм.
Воспитатель: Наш лист бумаги высох, и мы продолжаем творить! Смотрите, я отрываю маленький кусочек бумаги! Еще один! Теперь попробуй ты, Аня. Молодец! И ты, Машенька, попробуй оторвать кусочек бумаги.
Дети разрывают раскрашенный лист бумаги на мелкие кусочки.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, что у нас получилось! Как будто много-много листочков! А теперь мы возьмем новый белый лист и выложим из этих листочков дерево! Я беру листок, наношу клей и приклеиваю! Затем еще один! Правда, интересно получается?
Дети подают кусочки бумаги, воспитатель наносит клей, дети приклеивают. Воспитатель направляет ручки детей, чтобы в результате получалось дерево. Необходимо следить, чтобы в процесс включались все дети, т. к. именно аппликативное творчество способствует социально-коммуникативному развитию малышей: во время занятий они охотно комментируют свою работу, обмениваются репликами. Работая совместно, дети приобретают уверенность, чувствуют радость общения.
Воспитатель: На дереве всегда очень много листьев, поэтому мы приклеиваем и приклеиваем их друг на друга. (Так, как в работе используется плотная бумага, аппликация получается объемной за счет наклеивания элементов друг на друга).
Воспитатель: А теперь я покажу, что у нас получилось! Воспитатель поднимает работу, чтобы все дети могли рассмотреть издалека. Правда, очень красиво!
Ребята, вы такие умнички! Вы не только много знаете о деревьях, не только умеете любоваться ими, но и сами смогли создать такую красоту!
Познавательная беседа «Не обижайте дерево!»
Цель. Расширять и закреплять представления детей о деревьях; формировать представления о значении деревьев для человека, о их пользе.
Оборудование: костюм дерева, гнездо с птичкой, мягкая игрушка Зайчик, несколько яблок.
Ход беседы:
Воспитатель (появляется в костюме дерева) : Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Ай, люли-вот растет!
Ай, люли-вот растет! (поет)
Воспитатель: Ребята, кто пришел к вам в гости? (Дерево)
-А где растут деревья? (На улице)
-Какие названия деревьев вы знаете (Береза, ель, рябина)
Правильно, все эти деревья растут и возле нашего сада, и по дороге домой, и во дворах. А еще в лесу, в парке, в сквере. А зачем же их так много? Для чего они нужны? (Выслушать ответы детей, если будут).
Дерево : (показывает гнездышко с птичкой)Посмотрите, ребята, что спрятано в моей листве! Птички строят гнездышко высоко на моих ветках и прячут в листве, чтобы никто не смог их побеспокоить. Я, Дерево, помогаю сохранить и вырастить птенцов.
Дерево : (показывает игрушку Зайчика). Ой, а это кто? (Зайчик) Точно, зайчик, и я знаю, зачем он ко мне пришел. Зайцы очень любят лакомиться корой и тонкими веточками. Я, Дерево, угощу длинноухого гостя своими веточками. («кормит» зайца, предлагает детям его погладить).
Дерево : А для вас, ребятки, у меня тоже есть угощение. Посмотрите, что выросло на моих ветвях (Показывает яблоки) Что это? (Яблоки) Конечно!
А еще на деревьях растут груши, апельсины, ягоды… Мы, деревья, очень хорошие и добрые!
Воспитатель: Скажите, ребятки, что же хорошего делают деревья? (Ответы детей). Правильно, на ветках птицы строят свои гнезда, лесные зверята могут кормиться, а людям нравятся вкусные плоды и ягоды, которые растут на деревьях.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли ломать ветки у деревьев? (Нет) А пилить деревья для забавы (Нет) А царапать ножом или камнем? (Нет)
Воспитатель: Стоят деревья – великаны,
Их не жалеют хулиганы,
И режут острыми ножами
Слова на дереве «На память.»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать!
Пускай они в лесу растут,
Добро и красоту несут!
А теперь, друзья, давайте разделим и попробуем яблочки, которыми нас угостило Дерево!
Познавательная беседа «Чудо - дерево».
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью деревьев, поддерживать познавательный интерес, учить отвечать на вопросы, закреплять название цветов.
Оборудование: костюм дерева, листья желтого цвета и яблоки красного цвета из бумаги, фонограмма русской народной песни «Как у наших у ворот».
Ход беседы:
Воспитатель: (в костюме Дерева) Здравствуйте, друзья! Я снова у вас в гостях! Вы уже немного знаете о деревьях, правда? (Да) Скажите, какого цвета на дереве листья?
Дети: зеленого!
Воспитатель: А как вы думаете, листья всегда зеленые? (ответы детей) Когда наступает осень, листики становятся желтыми – это очень красиво! Возьмите на подносе желтые листочки и прикрепите их на дерево.
Дети выполняют задание, воспитатель помогает.
Воспитатель: А еще осенью на деревьях появляются яблоки. Ребята, какого цвета яблоки? (ответы детей) Возьмите теперь на подносе красные яблоки и прикрепим их на дерево.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какое красивое дерево с яблоками! Давайте теперь все вместе попляшем!
Дети танцуют под русскую народную песню «Как у наших у ворот…».
Картины для рассматривания.
Пальчиковая гимнастика. Физкультминутки.
Деревья.
Цель: развивать мелкую моторику детских рук и пальцев, память, способствовать развитию мозга и речи ребенка.
Всем в лесу на удивленье (Трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья :
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
( показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Физкультминутка.
Цель: снять мышечное напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику;
Ветер сильный налетал…
«Ветер сильный налетал…»
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать-
Раз, два, три, четыре, пять (Приседания)
Мы размялись от души
И на место поспешим (дети садятся на места)
Выросли деревья в поле.
Выросли деревья в поле -
Хорошо расти на воле (Потягивание-руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание-руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Махи руками)
Руки подняли и покачали.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (присели, руки назад).
Дидактические игры.
1. Найди дерево по листочку.
Цель: научить детей различать деревья по листу; знать, как называются деревья, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки с изображением деревьев и рассказывает о них, обращая внимание детей на листья дерева, которые также имеются на каждой представленной карточке. Затем, раздает детям карточки с изображением листьев от разных деревьев и предлагает найти дерево, с которого упал листик.
2. «Какого цвета предмет?»
Цель: закрепить знание зеленого и желтого цвета, развивать слуховое внимание и восприятие.
Ход игры:Каждому ребенку выдают по два листика (1 желтого, другой зеленого цвета). Воспитатель задает вопросы, типа: Какого цвета цыпленок (мяч, солнышко, цветок и т. д.? Задача детей поднять лист определенного цвета.
Дыхательное упражнение.
1. Ветер и листья.
Цель: учить детей делать выдохи и вдохи различной силы и долготы.
Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
2. Дыхательная гимнастика «Листопад».
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги листочки привязанные ниткой к палочке.
Воспитатель раздает каждому ребенку палочку с привязанным к ней листочком и предлагает подуть на листочек. Листочки начинают дрожать.
При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Подвижные игры и игры малой подвижности.
1. Раз, два, три – к елочке беги!
Задачи: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев.
Ход игры: Воспитатель называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Воспитатель внимательно следит за детьми, чтобы все бежали к названному дереву.
2. Найди дерево.
Задачи: развивать память, запоминая характерные детали, поддерживать интерес к деревьям, упражнять в беге, учить различать деревья, их листья, называть их.
Ход игры. Взрослый во время прогулки подводит детей к деревьям, которые растут на участке, например к березе. Рассматривают дерево, его листочки, он называет дерево. Затем дети подходят к рябине и также рассматривают ее, называют. Малыши повторяют названия деревьев. По сигналу воспитателя дети бегают по участку, внимательно следя за ним, когда взрослый называет березу, дети бегут к березе, когда называет рябину - бегут к рябине и т. д. Воспитатель поощряет детей, следит, чтобы они бегали по всему участку.
3. Пошла Катя по лесочку.
Задачи: приучать детей к совместным играм, поддерживать радостное настроение, закреплять название деревьев.
Ход игры: Дети стоят в кругу около дерева, например, около березы, хором вместе с воспитателем говорят слова:
Пошла Катя по лесочку,
Пошла Катенька гулять,
Подошла к березке,
Стала танцевать.
Ребенок, чье имя называют, подходит к дереву и выполняет танцевальные движения.