Елена Попова
Конспекты занятий в рамках экопластики «Мастерская да Винчи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Конспекты занятий в рамках экопластики „Мастерская да Винчи“ в средней группе» размещена в разделах
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.
Экопластика - вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов.
«Экопластика» включает в себя такую составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (безвредность для здоровья, с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Новизна программы
Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, оригинальные картины, подарки для близких людей.
Экопластика,или создание изделий и композиций из природного материала,- одно из любимейших занятий детства.
Цель программы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через экопластику.
Задачи:
1. теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством экопластики;
2. создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
3. разработать систему планирования кружковой работы;
4. развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
5. обеспечить интеграцию экопластики с другими видами деятельности детей.
Октябрь
Конспект по конструированию из природного материала «Улитка».
Программное содержание: Побуждать детей выполнять поделку из природного материала. Развивать наблюдательность, внимание, фантазию.
Материал: шишка сосновая, пластилин, горошины перца, палочки.
Ход деятельности :
Предлагаю детям отгадать загадку
Очень медленно ползу,
На себе свой дом везу!
(улитка)
Рассмотреть с детьми поделку улитки из каких деталей она состоит (голова и туловище). Чем заменили туловище? (сосновой шишкой).). На что похожа голова улитки? (на шарик). Из чего можно сделать голову (из пластилина).Что соединяет голову и туловище улитки? (длинная шея.)Что находиться на голове улитки? (глаза и рожки). Из чего сделаны глаза? (горошены перца).Из чего сделаны рожки? (палочки).
Предлагаю выполнить детям работу.
Дидактическая игра: «Кто живёт в воде, кто на земле?»
Анализ детских работ. Рассмотреть детские работы, обратить какие разные получились улитки.
Ноябрь
Конспект по конструированию из природного материала по теме: «Подарок маме»
Программное содержание: Способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Показать значимость для ребенка образа мамы
Задачи:
1. развивать умение детей создавать композицию, используя природный материал.
2. Развивать эмоции, образное мышление, фантазию, мелкую моторику;
3. Формировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта;
Материалы и оборудование: образцы мандал, шаблоны мандал для детей, семена фасоли, подсолнечника, тыквы, пластилин разных цветов.
Ход деятельности: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.
Кто пришел ко мне с утра,
Кто сказал: «Вставать пора!»
Кашу кто успел сварить,
Чаю в кружечку налить?
Кто косички мне заплел,
Целый дом один подмел?
Кто цветов в саду нарвал,
Кто меня поцеловал!
Кто ребячий любит смех,
Кто на свете лучше всех?
Ответы детей: мама
Правильно, это мама! Мама – самое первое и самое главное слово на Земле! Это слово звучит одинаково нежно на всех языках мира. Давайте тихонечко попробуем произнести: «Мамочка!» Правда, нежно? Мама является проводником в этот большой мир. Ее добрые руки всегда нас поддержат и сберегут. Мы остаемся самыми лучшими для своих мам, даже если будем себя плохо вести. В России «День Матери» отмечают в последнее воскресение ноября. 27 ноября, в это воскресение, подойдите к маме, обнимите, скажите, как же сильно вы ее любите! Сегодняшняя встреча будет посвящена «Дню матери»
Посмотрите какой красивый кулон –мандала и мы будем делать. Сначала приготавливаем на шаблоне пластилиновое покрытие Дальше украшаем. Для украшения берем красную и белую фасоль, зеленый и желтый горох,семена арбуза. Можно брать по желанию и рис и гречку. Итог :Вы справились с заданием! Вы изготовили подарок маме. Молодцы!
Декабрь
Изготовление новогодней ёлки из природного материала (шишки)
Программное содержание:
1. развивать у детей потребность в творческой деятельности;
2. развивать творческие способности детей
3. развивать детскую фантазию
Материал: шишка сосновая, пластилин.
Ход деятельности:
читаю стихотворение З. Александровой «ЕЛОЧКА» :
После показываю готовую елочку предлагаю сделать подружек- елочек которых они унесут домой. Предлагаю сначала сделать подставку под елочку,потом выбрать в какие украшения хотят нарядить свою елочку. вспоминаем технику выполнения
Анализ детских работ. Рассмотреть детские работы, обратить какие разные получились у них елочки.
Январь Конспект по конструированию из природного материала зимний лес белый зайка
Программное содержание:
1. Развивать мелкую моторику, координировать работу обеих рук.
2. Способствовать развитию внимания, усидчивости, конструкторских и творческих способностей.
3. Воспитывать интерес к природе, желание сохранить ее красоту.
4. Создавать у детей состояние радости и успеха.
Ход занятия:
У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. Они хотят посмотреть, как мы подросли, как научились дружно работать, как хорошо вести себя. В нашей группе светло и весело, а весело нам от наших улыбок. Будем чаще улыбаться. А за окном другая картина.
- Какое время года?
По каким приметам мы можем определить, что это зима?
Вспомним как зимуют животные. загадываю загадку
Прыгун-трусишка,
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Дети: Заяц.
Под плавную музыку дети конструируют из природного материла.
Мастер-класс «Как правильно лепить голову зайца и соединять ее с туловищем (шишкой)».
Итог : Какие красивые зайчики получились.
Февраль
Конспект по конструированию из природного материала «Сова»
Программное содержание:
• продолжать совершенствовать работу с природным материалом;
• развивать творческие способности и фантазию;
• разрабатывать мелкую моторику пальцев рук;
Материал:
семена клёна,
веточки,
шишки сосновые
салфетки для работы.
Предварительная работа.
Рассматривание изображений совы.
Чтение сказок о сове.
Просмотр познавательного мультфильма «Мудрые сказки тётушки Совы».
Ход деятельности :.
Ребята, отгадайте загадку:
Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло.
Дети: (Сова)
давайте рассмотрим сову на картинках. Обсуждение форм, окраски совы
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Сова».
Летала сова – веселая голова.
Вот она летала, летала,
На березку села.
Хвостом повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Ветки раздвигала,
В домик приглашала.
Под музыку дети конструируют из природного материла.
В конце работы можно посадить сову на веточку.
Итог деятельности:
Воспитатель: Ребята, вам понравилась делать совушку?
Дети: Да.
Из чего мы её делали?
Дети: Из семян клена – «Вертолётиков» и шишки.
Март
Конспект по конструированию из природного материала «Кулон для мамы»
Программное содержание:
• продолжать совершенствовать работу с природным материалом;
• развивать творческие способности и фантазию;
• разрабатывать мелкую моторику пальцев рук.
Ход деятельности :.
Воспитатель: предлагаю послушать стихотворение В. Руссу «Моя мама»
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
А вы ребята любите своих мам?
Ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю для ваших любимых мамочек сделать подарки- кулоны (показать образец). Для этого надо скатать из цветного пластилина - шар, сплющить его между ладоней, придать любую форму с помощью формочек для теста и украсить семенами тыкв, арбузов, сушеными ягодами игри.
Наша семья (пальчиковая гимнастика)
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь с помощью карандаша нужно проткнуть дырку в кулоне, чтобы потом вставить в него ленточку.
Ребята, мне кажется, кулоны, сделанные вами, очень понравятся мамам. У вас получились отличные подарки для мам.
Апрель
Конспект по конструированию из природного материала «Космос. Инопланетянин.»
Программное содержание:
• продолжать совершенствовать работу с природным материалом;
• развивать творческие способности и фантазию;
• разрабатывать мелкую моторику пальцев рук;
Материал:
семена клёна,
семена «ночной красавицы»
шишки сосновые
салфетки для работы.
Ход деятельности : стихотворение :
Инопланетянин с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость света (показывает образец)
И стало инопланетянину грустно, ребята давайте сделаем ему друзей.
Рассмотрите образец поделки.
- Перечислите, из каких деталей она состоит? (туловище, ноги, крылья, глаза, антенна из шляпки желудя);
- Обратить внимание, из какого материала сделана каждая деталь (туловище из шишки, глаза из пластилина, крылья из семян клена и «ночной красавицы» антенна из шляпки желудя)
- Подумайте, каким природным материалом можно заменить пластилин?
- Как укрепить перышки в шишке? (кусочками пластилина).
Анализ детских работ. Рассмотрите, какие получились поделки, аккуратные, красивые получились Инопланетяне. При работе многие из вас проявили творчество, фантазию при конструировании Инопланетян. Они все получились разные.
Май.
Конспект по конструированию из природного материала «Насекомые Бабочка»
Программное содержание:
• Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
• Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом.
• При изготовлении игрушки учить соизмерять ее части.
• Развивать творчество и воображение детей.
Материал:
желуди,
листочки,
пластилин
палочки
Ход деятельности:
Через короткую беседу о временах года, остановиться на времени года - лето.
Воспитатель: Ребята, какого цвета лето?
Дети: (перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету) .
Воспитатель: А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?
Дети: бабочки!
Воспитатель: Давайте и мы сегодня с вами отправимся в сказку. Закрываем глазки и отправляемся на сказочную летнюю полянку.
- Ой, ребята, смотрите какие яркие и красивые бабочки на наших картинках.
- Вы хотите их сделать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:
- Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Дети: бабочка!
Воспитатель: Правильно, ребята!
- А давайте мы с вами рассмотрим их: из каких частей состоит бабочка?
Дети: тело, голова, крылья (2 верхних маленькие и 2 нижних крыла – большие, усики.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем делать такую игрушку.
Для тельца бабочки мы с вами возьмём желудь и с помощью пластилина прикрепим к нему голову. Для головы возьмем. Чтобы сделать крылья мы с вами можем взять различный природный материал: листья или ракушки. Не забывайте сделать усики нашей бабочке. Из чего их можно сделать?
Дети: из палочек.
Воспитатель: Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся?
Дети: зарядкой.
Воспитатель: Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать конструировать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра “Пять и пять”.
Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть,
Повернулись,
Улыбнулись,
В кулачек вот так свернулись.
Вот такие молодцы! Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Вращение кистей рук.
Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.
Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.
Стучат кулачок о кулачок.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте приступим к работе.
Вспоминаем, что для туловища используем желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берем маленькие (для нижних) и большие (для верхних)листьев любого дерева, что дает возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).
Листья – крылья плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина. В него вставляют усики из веточек и соединяют с туловищем.
Воспитатель обращает внимание детей не то, что, если для крыльев бабочки подобрать листья с разных деревьев, бабочки получатся разные.
В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.
Физкультминутка “Бабочки”
Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет. (наклоны)
Раз наклонились,
Два наклонились
И на цветочки они приземлились. (приседания)
Ребята, посмотрите, какой большой цветок принесла с собой бабочка, Мы можем украсить этот цветок, посадив на него наших бабочек.
- Ребятки, нашим сказочным бабочкам очень понравилось, как мы украсили цветок, и они решили подарить этот кусочек лета вам ребята. А бабочки с нами прощаются, давайте скажем им до свидания!
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Дети: Бабочек.
Воспитатель: Чья работа вам больше всего понравилась? И почему?
- Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да!