Людмила Буравцева
Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута
▼ Скачать + Заказать документы
«Рассмотри и назови» Картинка с изобра-жением машины, игрушечные машин-ки Педагог вместе с ребенком рассматривают картинку с изображением машины. Ребенок называет предмет (машина, его части; определяет назначение и функцию предмета.
Затем находит в группе игрушечную машинку, рассматривает ее вместе с воспитателем; показывает и называет детали, материалы, из которых они изготовлены; перечисляет действия и демонстрирует их.
Публикация «Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
«Чудо-дерево» «Чудо-дерево», кар-тинки с изображе-нием птиц знако-мых детям и 2-3 картинки незнако-мые Воспитатель обращает внимание детей на гостей, которые прилетели и сели на дерево и под ним. Просит назвать: кто изображен на картинках; всех одним словом (птицы); каких еще птиц знают дети.
Затем воспитатель предлагает детям (индивидуально и по подгруппам) следующие задания:
- посади на дерево (повесь картинки) птиц, которые живут в лесу, назови их;
- себе возьми картинки с изображением птиц, живущих с человеком, назови их;
- перечисли (на примере 3-4 картинок, что есть у всех птиц. (Голова, глаза, клюв, хвост, крылья, перья.)
«Часть и целое» Разрезные картинки Лексическая тема «Домашние птицы».
Воспитатель предлагает ребенку собрать из частей картинку петуха.
Ребенок берет разрезные картинки, называет части, складывает целое.
- Что у тебя? (У меня красный гребешок, красная бородка, хвост с узорами, ноги со шпорами.)
Примечание. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, педагог сам оказывает ему помощь или привлекает кого-нибудь из детей.
Игру можно проводить и с подгруппой ребят.
«Из чего сделана?» по типу игры «Чудесный мешочек» Мешочек из плот-ной ткани, игрушки, изготовленные из различных материа-лов Педагог предлагает ребенку на ощупь определить игрушку, достать и назвать ее.
Педагог:
- У тебя матрешка из дерева, значит она какая? – деревянная.
… из железа – железная;
… из резины – резиновая;
… меха – меховая;
… пластмассы – пластмассовая и т. д.
«Транспорт» Картинки с изобра-жением видов тран-спорта Воспитатель уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход, поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспор-ного средства.
Просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине – летчики, в дверях стюардесса, у траппа – пассажир).
В следующий раз ребенок с помощью педагога рассматривает корабль, поезд и т. д.
Продолжать учить употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
«Скажи какой» Коробка с предмета-ми (согласно лекси-ческой теме) Воспитатель достает из коробки по одному предмету, предлагает ребенку назвать их и перечислить его признаки. Например:
- Это груша. Она желтая, мягкая, вкусная.
«Кто больше слов скажет» Предметные кар-тинки с изображе-нием диких живот-ных Воспитатель показывает картинку с изображением белочки и предлагает ребенку рассказать: какая белочка, что она умеет делать, какой у нее характер. Тем самым воспитатель дает большой простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт (белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она взбирается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи).
Аналогично воспитатель может дать задания рассказать про других зверят: зайчика, лисенка, ежика и т. д.
«Не зевай, быстро отвечай!» Воспитатель вместе с ребенком выполняет различ-ные действия (топает, хлопает, прыгает, потягивается, поворачивается, поет, кружится и т. п.) и уточняет название каждого из них.
Затем педагог предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова, например, топая, спрашивает: Я прыгаю?; хлопая, задает вопрос: Я кружусь?
Примечание. Данная игровая ситуация побуждает ребенка правильно называть действия.
«Слова заканчиваются на О» Воспитатель упражняет ребенку в употреблении в речи наречий.
Лексическая тема «Домашние животные»
- Лошадь бежала (как… быстро, долго и т. д.
- Корова мычит (как… протяжно.
- Кошка лазает по деревьям (как… ловко.
- Кошка тянется после сна (как… лениво.
- Собака спит (как… чутко. И т. д.
Лексическая тема «Домашние птицы»
- Утки ходят (как… медленно.
- Утята бегают (как… быстро.
- Гуси плавают (как… хорошо.
- Куры летают (как… плохо.
- Петух поет (как… громко, голосисто. И т. д.
«Найди одежду» Предметы одежды Лексическая тема «Одежда. Обувь»
Игра проводится в раздевалке. Воспитатель предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны найти ее – каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда.
- Куртка была в шкафу.
- Носок был в ботинке.
- Варежки были в кармане.
- Шарф был в рукаве.
- Сапог был в углу.
- Рубашка была в куртке.
«Найди посуду» Предметы куколь-ной посуды (картин-ки) Лексическая тема «Посуда»
Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Ребенок находит посуду, подходит к воспитателю и говорит:
- Чашка была на столе.
- Кастрюля была на полу.
- Чайник был на полке.
- Тарелка была на стуле.
- Стакан был на тумбочке.
- Ложка была на полу и т. д.
«На столе или в столе» Предметы, согласно изучаемой лекси-ческой теме Лексическая тема «Овощи».
Воспитатель берет два овоща, один кладет на стол, а другой – в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией:
- Помидор лежит на столе, а морковь в столе.
Ребенок повторяет предложение за педагогом, а следующее предложение пробует составить сам.
«Незнайка и животные» Кукла Незнайка Лексическая тема «Животные»
Воспитатель обращается к ребенку :
- Сережа, к нам в гости пришел Незнайка. Он плохо знает животных. Помоги ему.
Теленок живет с кошкой – Нет, теленок живет с коровой.
Котенок живет с собакой. – Нет, котенок живет с кошкой.
Поросенок живет с козой. – Нет, поросенок живет со свиньей.
Козленок живет со свиньей. – Нет, козленок живет с козой.
Жеребенок живет с коровой. – Нет, жеребенок живет с лошадью.
«Где игрушки?» Игрушки Лексическая тема «Игрушки»
Воспитатель ставит одну игрушку на стол, а другую – под стол. Ребенок должен ответить, где находятся игрушки.
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом.
Неваляшка на столе, а робот под столом. И т. д.
Учить использовать в речи существительные, обозначающие профессии.
«Что кому?» Игрушки: орудия труда (набор меди-цинских инструмен-тов, набор кухонной посуды, молоток, рубанок и пр.) Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».
Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям найти их. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
«Кому что нужно для работы?» Предметные кар-тинки Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать изображенные на них предметы, подумать, людям каких профессий они нужны, а затем сказать об этом полным предложением. Например:
- Кастрюля и половник нужны повару.
- Ножницы нужны парикмахеру, швее. И т. д.
Вопросы кто работает с этими инструментами? И кому они нужны? Следует чередовать.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок правильно не назовет все картинки.
«Кто что делает?» Разрезные картинки Игра начинается с краткой беседы о профессиях взрослых, машинах и инструментах, помогающих в их работе. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать из отдельных частей целую картинку и назвать, кто изображен на ней и чем он занимается.
«Кто это делает?» Воспитатель обращается к детям : «Подумайте и ответьте, как называются профессии людей, которые умеют делать следующее» :
- Портрет пишет … художник.
- Стрижку делает… парикмахер.
- Платье для мамы шьет … портниха.
- Стадо пасет… пастух.
- Что необходимо художнику (парикмахеру, портнихе) для работы? Какие предметы? ( Примерные ответы детей: «Художнику для работы нужны: кисти, краски, палитра, бумага», «Парикмахеру нужны такие предметы: ножницы, расческа, фен, щетка», «В своей работе портниха использует: ножницы, нитки, иголки, швейную машину».)
«Профессии родителей» Мяч Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос :
- Кем работает твоя мама (твой папа?
Ребенок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» - и возвращает мяч.
Учить использовать в речи глаголы, характеризующие трудовые действия, однотипные действия (бежит, мчится).
«Наблюдатели» Все дети заняты своими делами. Воспитатель подходит к одному ребенку, предлагает вместе немного понаблюдать за детьми и сказать, кто что делает. Ребенок смотрит на реальные действия детей и говорит:
- Катя смотрит книгу
- Саша рисует.
- Паша и Сережа разговаривают. И т. д.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Воспитатель предлагает детям поиграть в игру:
- Того, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
- Что я делаю? (Дрова пилите.)
- Давайте все будем пилить дрова.
Приглашают водящего.
- Где вы были? Что вы делали? – спрашивает он.
- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:
- Вы пилите дрова.
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, педагог предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов.
«Кто назовет больше действий» Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а ребенок называет действия.
- Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)
- Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)
- Что делает самолет? (Гудит, летит, поднимается, взлетает, садится.)
- Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
«Где что можно делать» Воспитатель задает вопросы:
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
- Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу.)
«Закончи предложение» Сюжетные картинки Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:
- Оля проснулась и… (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку).
- Коля оделся и … (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу).
- Зайчик испугался и (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь).
- Ира обиделась и … (заплакала, не стала разговаривать с детьми).
Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.
Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными словами; употреблять слова-антонимы (чистый – грязный, светло – темно).
«Где игрушка?» Игрушки по количе-ству детей У детей в руках по игрушке. Воспитатель показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, в левой руке, в правой руке, между коленями».
«Путешествие листочка» Листочек на ниточ-ке Воспитатель берет листочек и вместе с детьми путешествует по группе.
- Листик летает, летает. Как? (Высоко. Низко.)
Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому.
- Около кого летает листочек?
- Листик садится и отдыхает. Между кем сел листик? И т. д.
«Куклы рисуют и гуляют» Две куклы: большая и маленькая В группу приходят две куклы. Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать.
- Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая … (короткий).
- Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая … (маленький).
- Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая … (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по … (узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом с… (холодной). Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
«Наоборот» Куклы (изображе-ния) Гномик и Ве-ликан В гости к детям приходят Гномик и Великан. Педагог рассказывает, что очень часто Гномик и Великан делают все наоборот. Если один хочет идти вперед, то другой хочет идти назад.
Один смотрит вверх, а другой - … вниз.
Один хочет идти далеко, другой - … близко.
Один хочет залезть высоко, другой - … низко.
Один хочет бежать дальше, другой - … ближе.
Один хочет идти направо, другой - … налево.
- Но, несмотря на это, Гномик и Великан остаются хорошими друзьями.
«Какая корова,
какой теленок?» Предметные кар-тинки с изображе-нием коровы и те-ленка Воспитатель вместе с ребенком рассматривает картинки и сравнивает их:
- Посмотри: теленок маленький, а корова (большая).
- У теленка хвостик коротенький, а у коровы хвост (длинный).
- У теленочка бока тоненькие, а у коровы (толстые).
- У теленочка нет рогов, а у коровы рога … Какие? (крутые).
- Теленок маленький, у него нет вымени, а корова большая: у нее есть вымя … С чем? (с молочком).
«Сравни разных зверят» Картинки с изобра-жением Мишки и мышки Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.)
- Что любит Мишка? (Мед, малину.) А мышка любит… (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки … (тоненькие).
- Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка … (тоненьким).
- А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных – лису и зайца, волка и медведя.
Учить употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные).
«Верно – неверно» Мяч Воспитатель предлагает ребенку ответить на вопросы:
- Огурец и помидор – это посуда?
- Яблоко и груша – это овощи?
- Капуста и лук – это фрукты?
- Картошка и морковка – это одежда?
- Апельсин и лимон – это грибы?
- Свекла и горох – это фрукты?
«Дружит или не дружит?» Предметные кар-тинки Лексическая тема «Посуда»
Воспитатель показывает ребенку по два предмета и спрашивает:
- Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.)
- Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда.)
- Тарелка «дружит» с шапкой? (Нет, потому что шапка не посуда.) И т. д.
«Назови одним словом» Воспитатель:
- Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.)
- Куда они кладут свои вещи? (В шкаф.)
- На чем они сидят? (На стульях.)
- Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.)
- Какая мебель у тебя в комнате?
- Что куклы кладут в шкаф? Что там висит и лежит? Продолжи: платье, брюки (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются … (одежда).
- Какая одежда надета на тебе?
- Сели куклы за стол. А там стоят … тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? (Из глубокой тарелки.) Кашу? (Из мелкой тарелки.)
- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?
«Назови лишнее слово» Лексическая тема «Игрушки».
Педагог предлагает ребенку назвать лишнее слово, не относящееся к данной теме:
- Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
- барабан, матрешка, лук, машина (лук);
- кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги) и т. д. Примечание. Игра может использоваться при изучении других лексических тем.
«Я знаю много названий» Воспитатель начинает, а ребенок продолжает:
- Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…
Я знаю много названий цветов: мак, роза …
Я знаю много названий овощей: морковь, репа…
Я знаю много названий насекомых: комар, оса…