Лучший педагог года

Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута

Людмила Буравцева
Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута
▼ Скачать + Заказать документы

«Рассмотри и назови» Картинка с изобра-жением машины, игрушечные машин-ки Педагог вместе с ребенком рассматривают картинку с изображением машины. Ребенок называет предмет (машина, его части; определяет назначение и функцию предмета.

Затем находит в группе игрушечную машинку, рассматривает ее вместе с воспитателем; показывает и называет детали, материалы, из которых они изготовлены; перечисляет действия и демонстрирует их.

Публикация «Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута» размещена в разделах

«Чудо-дерево» «Чудо-дерево», кар-тинки с изображе-нием птиц знако-мых детям и 2-3 картинки незнако-мые Воспитатель обращает внимание детей на гостей, которые прилетели и сели на дерево и под ним. Просит назвать: кто изображен на картинках; всех одним словом (птицы); каких еще птиц знают дети.

Затем воспитатель предлагает детям (индивидуально и по подгруппам) следующие задания:

- посади на дерево (повесь картинки) птиц, которые живут в лесу, назови их;

- себе возьми картинки с изображением птиц, живущих с человеком, назови их;

- перечисли (на примере 3-4 картинок, что есть у всех птиц. (Голова, глаза, клюв, хвост, крылья, перья.)

«Часть и целое» Разрезные картинки Лексическая тема «Домашние птицы».

Воспитатель предлагает ребенку собрать из частей картинку петуха.

Ребенок берет разрезные картинки, называет части, складывает целое.

- Что у тебя? (У меня красный гребешок, красная бородка, хвост с узорами, ноги со шпорами.)

Примечание. Если ребенок самостоятельно затрудняется выполнить задание, педагог сам оказывает ему помощь или привлекает кого-нибудь из детей.

Игру можно проводить и с подгруппой ребят.

«Из чего сделана?» по типу игры «Чудесный мешочек» Мешочек из плот-ной ткани, игрушки, изготовленные из различных материа-лов Педагог предлагает ребенку на ощупь определить игрушку, достать и назвать ее.

Педагог:

- У тебя матрешка из дерева, значит она какая? – деревянная.

… из железа – железная;

… из резины – резиновая;

… меха – меховая;

… пластмассы – пластмассовая и т. д.

«Транспорт» Картинки с изобра-жением видов тран-спорта Воспитатель уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход, поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспор-ного средства.

Просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине – летчики, в дверях стюардесса, у траппа – пассажир).

В следующий раз ребенок с помощью педагога рассматривает корабль, поезд и т. д.

Продолжать учить употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

«Скажи какой» Коробка с предмета-ми (согласно лекси-ческой теме) Воспитатель достает из коробки по одному предмету, предлагает ребенку назвать их и перечислить его признаки. Например:

- Это груша. Она желтая, мягкая, вкусная.

«Кто больше слов скажет» Предметные кар-тинки с изображе-нием диких живот-ных Воспитатель показывает картинку с изображением белочки и предлагает ребенку рассказать: какая белочка, что она умеет делать, какой у нее характер. Тем самым воспитатель дает большой простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт (белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она взбирается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи).

Аналогично воспитатель может дать задания рассказать про других зверят: зайчика, лисенка, ежика и т. д.

«Не зевай, быстро отвечай!» Воспитатель вместе с ребенком выполняет различ-ные действия (топает, хлопает, прыгает, потягивается, поворачивается, поет, кружится и т. п.) и уточняет название каждого из них.

Затем педагог предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова, например, топая, спрашивает: Я прыгаю?; хлопая, задает вопрос: Я кружусь?

Примечание. Данная игровая ситуация побуждает ребенка правильно называть действия.

«Слова заканчиваются на О» Воспитатель упражняет ребенку в употреблении в речи наречий.

Лексическая тема «Домашние животные»

- Лошадь бежала (как… быстро, долго и т. д.

- Корова мычит (как… протяжно.

- Кошка лазает по деревьям (как… ловко.

- Кошка тянется после сна (как… лениво.

- Собака спит (как… чутко. И т. д.

Лексическая тема «Домашние птицы»

- Утки ходят (как… медленно.

- Утята бегают (как… быстро.

- Гуси плавают (как… хорошо.

- Куры летают (как… плохо.

- Петух поет (как… громко, голосисто. И т. д.

«Найди одежду» Предметы одежды Лексическая тема «Одежда. Обувь»

Игра проводится в раздевалке. Воспитатель предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны найти ее – каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда.

- Куртка была в шкафу.

- Носок был в ботинке.

- Варежки были в кармане.

- Шарф был в рукаве.

- Сапог был в углу.

- Рубашка была в куртке.

«Найди посуду» Предметы куколь-ной посуды (картин-ки) Лексическая тема «Посуда»

Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Ребенок находит посуду, подходит к воспитателю и говорит:

- Чашка была на столе.

- Кастрюля была на полу.

- Чайник был на полке.

- Тарелка была на стуле.

- Стакан был на тумбочке.

- Ложка была на полу и т. д.

«На столе или в столе» Предметы, согласно изучаемой лекси-ческой теме Лексическая тема «Овощи».

Воспитатель берет два овоща, один кладет на стол, а другой – в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией:

- Помидор лежит на столе, а морковь в столе.

Ребенок повторяет предложение за педагогом, а следующее предложение пробует составить сам.

«Незнайка и животные» Кукла Незнайка Лексическая тема «Животные»

Воспитатель обращается к ребенку :

- Сережа, к нам в гости пришел Незнайка. Он плохо знает животных. Помоги ему.

Теленок живет с кошкой – Нет, теленок живет с коровой.

Котенок живет с собакой. – Нет, котенок живет с кошкой.

Поросенок живет с козой. – Нет, поросенок живет со свиньей.

Козленок живет со свиньей. – Нет, козленок живет с козой.

Жеребенок живет с коровой. – Нет, жеребенок живет с лошадью.

«Где игрушки?» Игрушки Лексическая тема «Игрушки»

Воспитатель ставит одну игрушку на стол, а другую – под стол. Ребенок должен ответить, где находятся игрушки.

Кубик на столе, а машина под столом.

Кукла на столе, а матрешка под столом.

Неваляшка на столе, а робот под столом. И т. д.

Учить использовать в речи существительные, обозначающие профессии.

«Что кому?» Игрушки: орудия труда (набор меди-цинских инструмен-тов, набор кухонной посуды, молоток, рубанок и пр.) Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям найти их. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

«Кому что нужно для работы?» Предметные кар-тинки Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать изображенные на них предметы, подумать, людям каких профессий они нужны, а затем сказать об этом полным предложением. Например:

- Кастрюля и половник нужны повару.

- Ножницы нужны парикмахеру, швее. И т. д.

Вопросы кто работает с этими инструментами? И кому они нужны? Следует чередовать.

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок правильно не назовет все картинки.

«Кто что делает?» Разрезные картинки Игра начинается с краткой беседы о профессиях взрослых, машинах и инструментах, помогающих в их работе. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать из отдельных частей целую картинку и назвать, кто изображен на ней и чем он занимается.

«Кто это делает?» Воспитатель обращается к детям : «Подумайте и ответьте, как называются профессии людей, которые умеют делать следующее» :

- Портрет пишет … художник.

- Стрижку делает… парикмахер.

- Платье для мамы шьет … портниха.

- Стадо пасет… пастух.

- Что необходимо художнику (парикмахеру, портнихе) для работы? Какие предметы? ( Примерные ответы детей: «Художнику для работы нужны: кисти, краски, палитра, бумага», «Парикмахеру нужны такие предметы: ножницы, расческа, фен, щетка», «В своей работе портниха использует: ножницы, нитки, иголки, швейную машину».)

«Профессии родителей» Мяч Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос :

- Кем работает твоя мама (твой папа?

Ребенок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» - и возвращает мяч.

Учить использовать в речи глаголы, характеризующие трудовые действия, однотипные действия (бежит, мчится).

«Наблюдатели» Все дети заняты своими делами. Воспитатель подходит к одному ребенку, предлагает вместе немного понаблюдать за детьми и сказать, кто что делает. Ребенок смотрит на реальные действия детей и говорит:

- Катя смотрит книгу

- Саша рисует.

- Паша и Сережа разговаривают. И т. д.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Воспитатель предлагает детям поиграть в игру:

- Того, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

- Что я делаю? (Дрова пилите.)

- Давайте все будем пилить дрова.

Приглашают водящего.

- Где вы были? Что вы делали? – спрашивает он.

- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

- Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, педагог предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов.

«Кто назовет больше действий» Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а ребенок называет действия.

- Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)

- Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)

- Что делает самолет? (Гудит, летит, поднимается, взлетает, садится.)

- Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

«Где что можно делать» Воспитатель задает вопросы:

- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)

- Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу.)

«Закончи предложение» Сюжетные картинки Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:

- Оля проснулась и… (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку).

- Коля оделся и … (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу).

- Зайчик испугался и (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь).

- Ира обиделась и … (заплакала, не стала разговаривать с детьми).

Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.

Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными словами; употреблять слова-антонимы (чистый – грязный, светло – темно).

«Где игрушка?» Игрушки по количе-ству детей У детей в руках по игрушке. Воспитатель показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, в левой руке, в правой руке, между коленями».

«Путешествие листочка» Листочек на ниточ-ке Воспитатель берет листочек и вместе с детьми путешествует по группе.

- Листик летает, летает. Как? (Высоко. Низко.)

Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому.

- Около кого летает листочек?

- Листик садится и отдыхает. Между кем сел листик? И т. д.

«Куклы рисуют и гуляют» Две куклы: большая и маленькая В группу приходят две куклы. Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать.

- Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая … (короткий).

- Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая … (маленький).

- Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая … (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по … (узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом с… (холодной). Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

«Наоборот» Куклы (изображе-ния) Гномик и Ве-ликан В гости к детям приходят Гномик и Великан. Педагог рассказывает, что очень часто Гномик и Великан делают все наоборот. Если один хочет идти вперед, то другой хочет идти назад.

Один смотрит вверх, а другой - … вниз.

Один хочет идти далеко, другой - … близко.

Один хочет залезть высоко, другой - … низко.

Один хочет бежать дальше, другой - … ближе.

Один хочет идти направо, другой - … налево.

- Но, несмотря на это, Гномик и Великан остаются хорошими друзьями.

«Какая корова,

какой теленок?» Предметные кар-тинки с изображе-нием коровы и те-ленка Воспитатель вместе с ребенком рассматривает картинки и сравнивает их:

- Посмотри: теленок маленький, а корова (большая).

- У теленка хвостик коротенький, а у коровы хвост (длинный).

- У теленочка бока тоненькие, а у коровы (толстые).

- У теленочка нет рогов, а у коровы рога … Какие? (крутые).

- Теленок маленький, у него нет вымени, а корова большая: у нее есть вымя … С чем? (с молочком).

«Сравни разных зверят» Картинки с изобра-жением Мишки и мышки Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.)

- Что любит Мишка? (Мед, малину.) А мышка любит… (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки … (тоненькие).

- Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка … (тоненьким).

- А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных – лису и зайца, волка и медведя.

Учить употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные).

«Верно – неверно» Мяч Воспитатель предлагает ребенку ответить на вопросы:

- Огурец и помидор – это посуда?

- Яблоко и груша – это овощи?

- Капуста и лук – это фрукты?

- Картошка и морковка – это одежда?

- Апельсин и лимон – это грибы?

- Свекла и горох – это фрукты?

«Дружит или не дружит?» Предметные кар-тинки Лексическая тема «Посуда»

Воспитатель показывает ребенку по два предмета и спрашивает:

- Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.)

- Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда.)

- Тарелка «дружит» с шапкой? (Нет, потому что шапка не посуда.) И т. д.

«Назови одним словом» Воспитатель:

- Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.)

- Куда они кладут свои вещи? (В шкаф.)

- На чем они сидят? (На стульях.)

- Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.)

- Какая мебель у тебя в комнате?

- Что куклы кладут в шкаф? Что там висит и лежит? Продолжи: платье, брюки (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются … (одежда).

- Какая одежда надета на тебе?

- Сели куклы за стол. А там стоят … тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? (Из глубокой тарелки.) Кашу? (Из мелкой тарелки.)

- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

«Назови лишнее слово» Лексическая тема «Игрушки».

Педагог предлагает ребенку назвать лишнее слово, не относящееся к данной теме:

- Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

- барабан, матрешка, лук, машина (лук);

- кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги) и т. д. Примечание. Игра может использоваться при изучении других лексических тем.

«Я знаю много названий» Воспитатель начинает, а ребенок продолжает:

- Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…

Я знаю много названий цветов: мак, роза …

Я знаю много названий овощей: морковь, репа…

Я знаю много названий насекомых: комар, оса…

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута
Опубликовано: 24 декабря 2020 в 13:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты игр и игровых упражнений по развитию речи для индивидуального образовательного маршрута» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Буравцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД