Елена Антонова
Конспект НОД «Животные нашего леса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверская обл.
Конспект НОД
«Животные нашего леса»
Воспитатель: Антонова Е. В.
Цель: Расширить представления детей о животных леса.
Задачи:
1. Образовательные:
— Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»
— Познакомить с интересными фактами из жизни животных
Публикация «Конспект НОД „Животные нашего леса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие:
— Развивать умение составлять рассказ о животных
— Развивать память, внимание, творческое мышление
3. Воспитательные:
— Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие.
А для этого нужно отгадать загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи скорее в дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес).
-Почему мы лес называем домом? (Ответы детей).
-Лес для животных – это большой дом с маленькими квартирами; где каждый найдет себе пищу по вкусу.
-Приходилось ли вам гулять по лесу? Расскажите.
-Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу?
Дети: Звери и птицы, различные насекомые, жучки и паучки.
-А какие животные живут в наших лесах?
(лисы, ёжики, зайцы, лоси, белки, волки, барсуки)
Воспитатель: Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе массу загадок. Несмотря на царящую в нем обычно тишину, лес полон жизни. Его населяет великое множество животных, птиц, насекомых.
В лесу можно увидеть много интересного: зайца, белочку-хлопотунью, как работают дятлы, как пищат и тащат в свой дом травку мышки, как пчёлы собирают сладкий сок-нектар и многое другое.
Вот о них мы с вами и поговорим. Люди всегда наблюдали за повадками животных и складывали о них загадки.
Воспитатель: Маленький, беленький:
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
-Какой заяц? Что вы про него знаете? Чем питается?
- Посмотрите на фото. В какое время показан заяц? Почему вы так решили?
А вот другая картинка. Какое здесь время года? Как вы догадались?
Заяц — линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается
в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище
не готовит. Бегает по лесу в поисках травы — ведь зимой придётся питаться только корой и ветками деревьев.
Все знают, что у зайца длинные уши и короткий хвостик. А ещё, что он большой трусиха. В лесу это самый уязвимый зверёк. Увидеть его близко почти невозможно. Опасаясь хищников, он скрывается среди деревьев и кустарников. И не жить бы заячьему роду, если бы не придумали зайцы, как хитростью обмануть врага. Напутает заяц следов: то петель наделает, то взад-вперёд одним следом раза три пройдёт, то вдруг большим прыжком в сторону «скинется», затаится под кустом в снегу. А если опасность совсем близко, заяц отталкивается сильными задними ногами, делает прыжок — сразу на пять метров — и убегает.
Пока враг разберётся в путанице, зайца и след простыл!
Воспитатель: Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех курей пересчитала
И с собою унесла (лиса).
-Какая лиса? (Ответы детей)
Лисица - самая хитрая обитательница лесов. Она всегда знает, где лучше жить, что есть, как избежать опасности. Часто селится недалеко от деревень, где легко что-нибудь раздобыть. Лиса — устраивает своё жилище в старых норах других животных. Главный корм лисицы не куры и зайцы, а мелкие грызуны: полёвки и мыши. Этим лисы приносят большую пользу. Конечно, она не упустит случая схватить зазевавшегося зайца или тетеревёнка, но если в округе нет мелких грызунов, лисица там будет редкостью. У лисицы великолепный слух: она слышит, как шуршит мышь в траве под толстым слоем снега. Наблюдать охоту лисицы зимой - редкостное удовольствие! Тихо, крадучись, идёт она по снежному полю, неожиданно замрёт в неподвижности, прислушается. И вдруг резким прыжком, оттолкнувшись всеми лапами, взлетает над снегом и ныряет в него, так что только пышный хвост снаружи. Мгновение - и она снова на виду, а в пасти мышь! У лисицы красивый густой мех рыжего цвета. Он защищает её от морозов.
Воспитатель: Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)
-Как вы её узнали?
Белка - самый симпатичный обитатель лесов. Большеглазая, ушастенькая, мордочка с пышными усами, задорный пушистый хвост, гибкое тельце – прелесть, а не зверёк! Белка чаще других зверей попадается на глаза. Она житель старого елового леса, питается семенами ели, которые искусно достаёт из шишек. Очень любит лесные орехи и грибы, которые сушит, наколов на сучок. Для ночёвки она строит гнездо с крышей из веток и спит там даже в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. В этом же гнезде она летом бельчат выкармливает.
Осенью белочка запасает на зиму орехи, желуди и сушит грибы на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный зверек. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост.
Воспитатель: Серовато, зубовато-
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
-Расскажите, что знаете про волка
- Опасное животное волк? Как вы, думаете, волк опасен для людей? Что нужно делать, чтобы не столкнуться с этим опасным животным?
Волк — сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и
прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки
много часов, несколько дней может обходиться без еды.
Волк очень похож на собаку, только гораздо крупнее её. Живут волки в лесу семьями, а зимой несколько семей объединяются в большую стаю.
Вожак стаи всегда знает, где находится каждый его подопечный, по громкому вою. Так волки сообщают друг другу о добыче, появлении других волков или людей. Волк – хищник.
Физкультминутка
У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».
Стоит в поле теремок (дети поднимают вверх руки домиком)
Он не низок, (приседают)
Не высок (поднимаются на носочках, руки вверх)
На двери висит замок (соединяют руки в замок)
Кто его открыть бы смог? (вертят замок)
Слева заяц, ёж и мишка (повороты влево)
Отодвиньте-ка задвижку (вертят замок)
Справа лисонька и волк (повороты вправо)
Звери дружно отворяют теремок (разводят руками в стороны)
Воспитатель: Вперевалку зверь идёт,
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны (медведь)
-Медведь! Кто же его не знает? Герой сказок и басен, цирковой артист, частый гость голубого экрана. Достаточно посмотреть на сильные когти медведя, чтобы понять - это хищник. Но особый хищник: всё лето медведь питается травой и насекомыми-муравьями, жуками, личинками разными. Медведь — большой сластёна. На открытых полянах он любит полакомиться ягодами и мёдом, орехами. А так же полежать среди травы, кустарников, во мху. А зимой, когда всё снегом покрыто, медведь ничего не ест: до самой весны спит себе в берлоге. Просыпается только, когда первые проталины покажутся. Бурый медведь — очень сильное животное.
Воспитатель: Ходит по лесу Красавец,
Сквозь чащобы продираясь.
Носит рогов корону.
Рогами крепит оборону.
Если встретить довелось,
Знайте, дети, это (Лось.)
-Ребята, что вы знаете про лося? (ответы детей)
«Лесной великан» - говорят о лосе. У него широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Посмотрите, какие у него длинные и сильные ноги. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом болотные травы, листья и молодые побеги. Лось – мирное и неопасное животное, но сильное. Его оружие не рога, а острые копыта. Удар их очень опасен. Копытами лось обороняется от волков и нередко выходит победителем. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося. Ростом он выше человека. Несмотря на свои размеры, двигается он легко и бесшумно.
Воспитатель: Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймешь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит,
В общем, сразу не поймешь,
Кто же это всё же? (ёж)
-Как вы догадались, что это ёж? Какой он?
Что ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
- Для чего же ёжику иголки? Как спасается? Чем он питается? Как зимует? (ответы детей)
- Ежик — небольшой зверёк. Его тело со спины и с боков покрыто твёрдыми иголками. Попробуйте взять его в руки — он обязательно свернётся в колечко. Так он не даёт добраться до своего животика. Поэтому у ежей почти нет врагов. Чуткий нос ежа докладывает обо всём, что происходит вокруг.
На прогулку ёж выходит с заходом солнца. В это время он не прочь и поужинать. И ест он не только ягоды, но и лягушек, дождевых червей, улиток, ящериц и змей, которых совсем не боится, и не хуже кошки охотится за мышами. Ёжик с наступлением холода подыскивает укромное место. Он ищет нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.
Воспитатель: Видите, какие все животные красивые, разнообразные, и каждое животное по-своему полезное.
«Назови признаки животного»
Лиса - рыжая, хитрая.
Заяц - трусливый, робкий.
Медведь - неуклюжий, косолапый.
Белка - проворная, быстрая.
Волк - серый, страшный.
Лось - рогатый, сильный.
Ёж - колючий, хитрый.
Литературная викторина
Воспитатель: Про животных народ сложил много сказок.
В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)
«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»
«Лисичка — сестричка и серый волк», «Заяц — хваста»
«Теремок», «Рукавичка».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
— Какие животные встретились нам? (ответы детей)
— Что между ними общего?
Ответы детей: Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.
Используемая литература:
- Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет О. С. Ушакова – М. : Сфера, 2009
- Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет С. С, Прищепа ТЦ Сфера - С. Н. Николаева «Юный эколог»
- Интернет ресурсы