Оксана Елисеева
Конспект защиты проекта «В мире музыкальных оркестров» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
На методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных учреждений Георгиевского городского округа
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
«МУЗЫКА. ПОЗНАНИЕ»
НА ТЕМУ «В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОРКЕСТРОВ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Составила:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оркестр для детей
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
МБДОУ «Детский сад № 18
«Гармония» ст. Подгорной»
Елисеева Оксана Владимировна
Цель: Формировать представления детей о классической, народной и эстрадной музыке, о музыкальных оркестрах : симфоническом, эстрадном и оркестре русских народных инструментов. Дать элементарные представления об истории развития музыкальных оркестров. Закреплять умение классифицировать оркестры, совершенствовать представления о музыкальных специальностях и инструментах симфонического, эстрадного и оркестра русских народных инструментов, их видах и названиях.
Обогащать слуховой опыт детей, развивать умения понимать, характеризовать эмоционально – образное содержание музыки; весёлая, грозная, таинственная и т. п.
Формировать представления о композиторах, авторах классической музыки, об эстрадных певцах.
Закреплять умения узнавать и называть знакомые мелодии.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, умение импровизировать, играть на музыкальных инструментах. Расширять словарь словами обозначающими название музыкальных инструментов, специальностей, терминов.
Развивать диалогическую, связную речь: монологическую, речь- доказательство. Закреплять загадки о музыкальных инструментах.
Формировать у детей основы музыкальной культуры : музыкально – эстетическое воспитание, положительное отношение к произведениям музыкального искусства, способствовать гармоническому развитию личности, сохранению психологического здоровья детей. Закреплять правила поведения во время слушания музыки.
Воспитывать любовь к музыке.
Ход деятельности:
Ребенок 1-ый: Здравствуйте, дорогие друзья. В давние времена, в усадьбах вечерами собирались люди, в специальных комнатах которые назывались музыкальными гостиными.
(показ на экране.)
В этих комнатах имелись музыкальные инструменты, удобная мебель для гостей. Вечерами при свечах люди общались, играли на разных инструментах, устраивали концерты, вели беседы о музыке.
Такие встречи организовываются и в наши дни.
Ребенок 2-ой: Мы рады приветствовать Вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами послушаем музыку, поговорим о ней. Слушая музыку надо выполнять определённые правила. Ребята, давайте вспомним эти правила поведения.
(на экране карты схемы)
Ответы детей:
- Во время слушания музыки нельзя разговаривать.
- Во время слушания нельзя ходить по гостиной
- Нельзя есть конфеты, шуршание фантиков мешает слушать музыку.
- мобильные телефоны надо отключать, телефонные звонки и разговор мешают и слушателям, и музыкантам.
Ребенок 3-ий: Сегодня наша встреча посвящается музыкальным оркестрам.
В детском саду мы провели исследовательский проект «В мире оркестров». Вместе с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем мы узнали много интересного и сегодня Вам об этом расскажем.
Музыкальный руководитель : Ребята, что же такое оркестр?
Ребё нок: Оркестр – это коллектив музыкантов играющих вместе на различных музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель : Какие бывают оркестры?
Ребё нок: Оркестры бывают : симфонический, духовой, эстрадный, джазовый, оркестр русских народных инструментов.
(Показ на слайдах фото оркестров).
Музыкальный руководитель : А какой самый главный и большой оркестр?
Ребё нок: Самый большой и богатый оркестр – симфонический, потому что он может исполнять большие, серьёзные произведения оперы, балеты.
Ребенок 1-ый: О симфоническом оркестре нам расскажут …. которые вместе с родителями собрали самые интересные, важные информации (рассказы детей сопровождаются звучанием оркестра).
Ребё нок 4-ый: В исполнении симфонического оркестра звучит музыка разных жанров. Симфонический оркестр умеет раскрывать почти всё, на что способна человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста.
Ребё нок 5-ой: Все исполнители в оркестре сидят в определённом порядке. Впереди - играющие на струнных, дальше на духовых, за ними на ударных инструментах. С левой стороны – играющие на клавишных - рояле, челесте. Рядом с ними на арфе.
Ребё нок 6-ий: Оркестр – это хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – дирижёр. Он управляет оркестром. Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, но при этом не произносит, ни одного слово. Он пользуется палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр и в оркестре наступает тишина. Взмахнёт палочкой, и все инструменты дружно заиграют. (Показ слайдов как дирижёр управляет оркестром).
Музыкальный руководитель : Как называются люди, которые играют на музыкальных инструментах?
Ответы: Эти люди называются музыкантами.
Музыкальный руководитель : Ребята, я буду называть вам инструменты, а вы мне музыканта, который на нём играет.
Скрипка – скрипач. Он скрипач, она – скрипачка
Альт – альтист. Он альтист, она – альтистка
Виолончель – виолончелист. Он виолончелист, она - виолончелистка
Рояль – пианист. Он пианист, она – пианистка
Арфа – арфист. Он арфист, она – арфистка
Барабан – барабанщик. Он барабанщик, она – барабанщица
Флейта – флейтист. Он флейтист, она – флейтистка
Музыкальный руководитель : Назовите мне известных композиторов, писавших классическую музыку.
Ответы детей: Классическую музыку такие композиторы как: Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт, Георгий Васильевич Свиридов, Николай Андреевич Римский - Корсаков, Мусорский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Бах, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Майкапар, Антонио Вивальди, Эдвард Григ, Сергей Васильевич Рахманинов.
(Показ слайдов портретов композиторов)
Музыкальный руководитель : Оркестровая музыка вызывает у людей различные чувства, эмоции. Я предлагаю вам послушать отрывки из музыкальных произведений. И после прослушивания. Вы мне расскажите о характере музыке.
(Включаю отрывок из произведения «Вальс шутка» Д. Д. Шостаковича)
Какое произведение вы услышали? Каков характер этой музыки?
Ответы детей: Это «Вальс-шутка» Шостаковича. Музыка загадочная, таинственная, лёгкая.
Какие чувства она вызывает у вас?
(Звучит отрывок из произведения Грига «В пещере горного короля»)
Каков характер этой музыки?
Ответы детей: Прозвучала музыка зловещая, яростная, устрашающая, грозная.
Какие чувства она вызывает у вас?
Эта музыка вызывает чувство беспокойства, тревоги, опасности.
(Звучит отрывок из произведения «Итальянская полька» С. В. Рахманинова.)
А эта музыка, какая по характеру?
Ответ: Эта музыка весёлая, радостная, задорная, бодрая, игривая.
Какие чувства она вызывает у вас?
Ответ: У меня эта музыка вызывает чувства восторга, радости, веселья, хочется танцевать.
(Игра физ. минутка)
Музыкальный руководитель : Сейчас мы с вами изобразим оркестр. Нужно взять карточку с изображением музыкального инструмента, вспомнить название инструмента и под весёлую музыку передать в движении игру на этом инструменте. По окончании музыки поменяться карточками и с началом новой музыки изобразить игру на новом инструменте.
Ребенок 2-ой: Заканчивая разговор о симфоническом оркестре, самом большом, самом богатом, хотим предложить послушать стихотворение «Оркестр», которое прочтет нам ….
А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!
Музыкальный руководитель : Сейчас вы прослушаете отрывок из музыкального произведения, и скажите мне, о каком оркестре мы продолжим с вами дальше разговор.
(звучит оркестр русских народных инструментов)
Музыкальный руководитель : И так, звучание какого оркестра вы услышали?
Ответ: Прозвучал оркестр русских народных инструментов.
Ребенок 1-ый: О русском народном оркестре нам расскажут ….
Ребё нок 7-ой: Первый оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке, в Санкт – Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым. В 20 веке оркестры русских народных инструментов появились в сёлах – в клубах, в городах – в домах культуры.
(показ слайдов музыкальных инструментов)
Ребё нок 8-ий: Современные оркестры русских народных инструментов исполняют обычно обработки русских народных песен, а также произведения специально для них написанные. Ни один народ в мире не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных как русский народ. Благодаря оркестру русских народных инструментов, русская народная песня услышана даже за пределами нашей страны. Оркестры русских народных инструментов гастролируют по всему миру, и русские народные мелодии полюбили многие народы.
Ребенок 2-ой:Входе работы над проектом мы подобрали загадки о русских народных инструментах и сейчас хотим загадать Вам, наши уважаемые гости.
Загадка 1: У неё есть три струны
Их рукой щипать должны.
Можно под неё плясать,
И по-русски приседать.
(Балалайка)
Загадка 1: Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаём его в момент –
Самый русский инструмент.
(Балалайка)
Загадка 2: Заливается трёхрядка
И народ идёт вприсядку
А трёхрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И весёлые старушки
Под неё поют частушки!
(Гармонь, гармошка).
Загадка 3: В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет.
А кто слушает, скачет.
(жалейка)
Загадка 4: А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн –
Вышел, из волны Нептун.
(Гусли)
Загадка 5: Деревянная,
Круглая, звонкая.
Всего четыре струны,
А поёт на все лады.
(Домра)
Загадка 6: С сороками имеет связь
Его название.
Владеть им может человек,
Имеющий, хоть малое призвание!
(Трещотка)
Загадка 7: Я весь круглый.
Меня ударишь-
Я бубенцами зазвучу,
Меня положишь – я молчу.
(Бубен или бубенцы)
Загадка 8: Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?
(Деревянные ложки).
Музыкальный руководитель : Ребята возьмите себе по музыкальному инструменту. Давайте почувствуем себя музыкантами русского народного оркестра.
Вам хочу секрет открыть
Музыкантом трудно быть,
Но вы справитесь, я знаю,
В музыканты вас, я посвящаю.
(Дети исполняют «Светит месяц», р. нар. п.)
Музыкальный руководитель : Не можем мы в нашей музыкальной гостиной не поговорить об эстрадных оркестрах, которые в наше время получили широкое распространение в мире. И расскажут нам об эстрадном оркестре ребята…. которые исследовали эту тему.
Ребё нок 1: Эстрадный оркестр – это музыкальный концертный коллектив, исполняющий в основном произведения лёгких жанров. Эстрадный оркестр аккомпанирует певцам, вокальным танцевальным ансамблям, сопровождает разного рода шоу, телевизионные концерты, развлечения, озвучивает кинофильмы.
Ребё нок 2: Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых, клавишных, ударных инструментов и электромузыкальных инструментов.
Муз рук. Ребята давайте сыграем с вами в интересную игру, которая называется «Собери оркестр»
Перед Вами карточки с изображением инструментов разных оркестров. Вам необходимо взять карточку и сгруппироваться в оркестр, которому принадлежит выбранный вами инструмент.
Музыкальный руководитель :В наше время ни один праздник не проходит без использования эстрадной музыки.
Каких знаменитых эстрадных певцов Вы знаете?
(ответы детей)
Мы с вами знаем, много разных песен и я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай мелодию».
(За угаданную песню дети получают золотую нотку).
(Кто больше набирает золотых ноток, получает золотой скрипичный ключ лучшего знатока песен).
Вот и подошел конец нашей встрече в музыкальной гостиной. Следующую встречу мы посвятим духовому и джазовому оркестрам.
В заключении дорогие ребята мне хотелось - бы узнать, какие чувства вы испытываете после нашей встречи в музыкальной гостиной?
Ответы детей:
Какой оркестр вам больше всего нравится и почему?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Я, хочу, чтобы вы любили музыку, всегда стремились только к прекрасному, светлому доброму, чтобы вы выросли образованными, чуткими людьми, чтобы музыка была всегда с вами.