Насовская Ирина
Конспект занятия «Звуки [Ч[, [Щ]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Звук ч, щ»
Цель: ознакомление детей со звуками ч, щ
Задачи: продолжать знакомить со зыками ч, щ, давать их характеристику. Развивать фонематический слух: умение слышать его в словах; упражнять в проведении звукового анализа слов с заданными звуками.
Ход занятия
Вступительный этап.
Публикация «Конспект занятия „Звуки [Ч[, [Щ]“ в подготовительной группе» размещена в разделах
-Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема. Вы узнаете, о чем мы будем говорить, прослушав сказку.
Сказка «Маленький паровозик и цветок».
Ехал маленький Паровозик и пел свою мягкую песенку: «Ч-ч-ч», вдруг он увидел, что пчелки кружатся над чем-то ярким. Это рядом с дорогой вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели свои песенки пчелки. И тогда Паровозик, вздохнув носиком, начал тянуть, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч---»! и получилась красивая шуршащая, но совсем другая песенка: «ЩЩЩ».
Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка, ведь именно он, прилетая в гости, пел ее, и качал Цветок на стебельке, как на качелях. Но друга нигде не было, а рядом стоял Паровозик.
- Это ты спел такую песенку? – спросил Цветок.
- Да, я. – ответил Паровозик.
- Но ведь это поет Ветерок, – продолжал Цветок.
- А я, если захочу могу петь песенку твоего друга.
- Она мне нравится, спой еще раз! – попросил Цветок.
-Вы уже догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Основной этап.
Характеристика звука ч :
- давайте вспомним, что мы знаем о звуке ч
Он какой? Согласный или гласный? (Пробуем пропеть)
- Согласный, т. к. пропеть его не можем.
Звонкий или глухой? (Закрываем уши пальчиками и произносим)
- Глухой, т. к. слышно только шуршание, голоса не слышно
Всегда мягкий
Характеристика звука щ
Что мы знаем про звук щ?
Согласный, глухой, всегда мягкий.
Эти два звука оба согласные, оба глухие и всегда мягкие, но чем же они отличаются?
-Давайте попробуем произнести сначала звук ч, а потом звук щ? Чем они отличаются?
- При произнесение звука ч губы немного вытянуты вперёд, а при произнесении звука щ губы немного улыбаются.
-Какими буквами обознаются эти звуки? (Ч, Щ)
-Мы с вами знаем, что все звуки живут в Городе звуков и ходят в специальной одежде.
-Как были бы одеты звуки ч, щ?
- Они были бы одеты в зелёные башмачки, потому что они мягкие. И на головах бы у них были соломенные шляпки, потому что они глухие.
-А знаете ли вы слова со звуком ч? (называют слова с заданным звуком по цепочке)
-Слова со звуком щ? (называют слова с заданным звуком по цепочке).
-А теперь давайте попробуем потренироваться в произнесении этих зыков. В этом нам поможет речевая разминка.
ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идёт — я без плаща,
ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Ча- ча- ча- горит в комнате свеча.
Чу- чу- чу- молоточком я стучу
Оч- оч- оч-наступила ночь.
-А теперь давайте немного отдохнём.
Физминутка «Щука [(ч, щ)»
Щука хищная, зубастая, (Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки)
Для лещей, плотвы опасная. («Щука» щелкает «зубами»-пальцами)
Ищет, чем бы поживиться? (Две ладони сложить «лодочкой», руками)
Кто- то там в воде резвится… (Совершать движения рыб в воде)
Чей-то рядом хвост мелькает. (Помахать кистями рук, как хвостом)
Хвать! Тут щука не зевает! («Пасть» щуки захлопывается)
Но попалась на крючок. (Указательным пальцем изобразить «крючок»)
Тащит щуку рыбачок. (Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку»)
-Посмотрите на доске нарисованы пустые схемы слов. (Звук ч в начале,середине, конце)
(Звук щ в начале, середине, конце)
Поберите слова к этим схемам. (По цепочке)
-Звуковой анализ слов в тетради. (Щука, чаща).
Щука (зелёный, красный, синий, красный)
Чаща (зелёный, красный, зелёный, красный)
-Ребята оказывается звуки ч и щ такие интересные, что про них написана ни одна сказка, в несколько. Хотите послушать ещё одну сказку про эти звуки?
«Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».
- Буквы Ч и Щ приготовили для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Щ и Ч. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят – Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились.
С тех пор ЧА - ЩА пишутся только с А.
ЧУ - ЩУ пишутся с буквой У.
- Придумайте слова с этими слогами.
Заключительный этап.
-Ребята, вы сегодня большие молодцы! А теперь оцените свою работу в виде лесенки.
Нарисуйте 3 ступеньки у себя в тетради.
Если Вам все было понятно, нарисуйте человечка на самой верхней ступеньке лесенки.
Если у вас были небольшие затруднения, нарисуйте человека на второй ступеньки.
А если на занятии вам было очень трудно, часто требовалась помощь, нарисуйте человечка на нижней ступеньке.