Марина Носова
Конспект занятия «Звук и буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Звук и буква К»
Цель : Познакомить со звуком и буквой «К».
Задачи :
Образовательные:
1. Учить определять место звука [К] в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомить детей с понятием : «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» .
3. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.
4. Познакомить с образом буквы К.
Развивающие:
1. Учить чётко произносить звук [к] и [к’], дифференцировать их на слух и в произношении.
2. Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «утка», в образовании множественного числа существительных.
3. Совершенствовать фонематический слух, артикуляционный аппарат, речевое дыхание,слуховое и зрительное внимание, память.
4. Формировать интегративные качества детей : любознательность, активность и др.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений (применение здоровье сберегающих технологий).
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд».
Методы : эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
Приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурные минутки,пальчиковые и кинезиологические упражнения «гимнастика для мозга», гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй», использование музыки.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Материал и оборудование: сумка, конверт (письмо), «портрет буквы К», мяч, корзина, игрушки и иллюстрации животных со звуком [к] в разных позициях, дом с 3 этажами, доска, красный и чёрный маркеры, тетради для звукового анализа слов, красный и простой карандаши, утка, ёжики, контейнер с песком, сказочный маршрут (горы, цветочная полянка, корзина, волшебное дерево, река, контейнер с песком) ,Су – джок шарики с пружинками (10 штук), диск с музыкальным сопровождением, компьютерная презентация.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит музыка.
а) Дети идут по кругу,выполняя разнообразные движения под музыку.
б) Дыхательная гимнастика по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй»:
-«Солнышко и тучка»;
-«Шарик».
в) Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице (показывают «крылышки»).
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень! (Всё стихотворение дети сопровождают движениями рук).
В. - Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.
Д. - Здравствуйте!
В. -А у вас какое настроение? (ответы детей : хорошее, отличное, замечательное и т. д.)
В. -У меня тоже хорошее. Давайте возьмёмся за руки и передадим своё хорошее настроение друг другу. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
2. Основная часть.
-Ребята, когда я шла на работу, я встретила странного почтальона, который отдал мне свою сумку. Он сказал, что когда придут ребята в садик, откройте сумку и посмотрите что там лежит. Откроем? (да) .
В. - Что это?
Д. –Конверт.
В. - Какой-то странный конверт, вы ничего не заметили?
Д. - На нём ничего не написано.
В. - Давайте откроем и посмотрим что там?
Д. - Разрезанные картинки и письмо.
В. - Ой, а как же мы узнаем от кого письмо?
Д. – Нужно собрать картинки.
В. - Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и соберите картинку. (Дети подходят к столу и собирают картинку).
Д. – Это ёжики!
В. – Правильно, ребята, письмо нам прислали ёжики. Теперь мы сможем его прочитать.
«Здравствуйте, ребята! Помогите найти нашу букву! Хитрая лиса украла её из алфавита и спрятала в сказочном лесу. Ых и Их.»
В. - Ребята, я знаю этих ёжиков. Их зовут К-к-кых и К-к-ких. Ребята, а вы догадались какую букву украла хитрая лиса?
Д. - Да! Букву К.
В. – Ребята, если бы здесь были ёжики, они бы нам рассказали как всё произошло. Ребята, а вы знаете как разговаривают ёжики? (нет).(слайд 1.)
Кых говорит К-К-К-К, произнесите мальчики (произносят К-К-К-К).
Ких говорит К’-К’ –К’-К’, произнесите девочки (произносят К’-К’-К’-К’).
В. - Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Д. - Нет, трудно.
В. В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука [к]?
Д. - Свободно.
В. – А язык?
Д. - Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
В. - Верно. Какой он?
Д. – Согласный, бывает мягким и твёрдым, глухой.
В. – Молодцы. Ребята, а ведь скоро и вы в школу пойдёте, а как вы будете писать и читать без буквы «К». Нужно выручать букву. Поможем спасти её (Да) Да и ёжики тоже надеются, что мы им поможем найти свою любимую букву «К». Но, чтобы найти букву «К», нам надо пройти много препятствий, с которыми нужно справится. И я надеюсь мы с вами справимся.
В. – Ребята, встаньте, пожалуйста в круг.
В. - Посмотрите, а вот и первое препятствие «Гора» (слайд 2, чтобы она нас пропустила, нужно сказать заклинание. Передайте друг другу Ка- Ко –Ку (дети по цепочке повторяют). И в обратную сторону передайте Ук-Ок-Ак (дети повторяют по одному).
В. – Вот мы и преодолели первое препятствие хитрой лисы. А за горой мы видим что? Посмотрите на экран (слайд 3.)
Д. - Поляну с цветами.
В. - А под каждым цветочком спрятана картинка? (картинки) (слайд 4.)
-Кирилл, кого ты видишь на первой картинке? (Волк) Он один? (да) А как будет много? (волки)
-Саша, кто изображён на второй картинке (Моряк) Он один? (да) А много? (моряки)
Лида : Кабачок, а много кабачки.
Вероника: Сачок, а много сачки.
Варя: Носок, а много носки.
Илья :Колокольчик, а много колокольчики.
Алиса: Молоток, а много молотки.
Никита: Кубик, а много кубики.
Ваня: Жук, а много жуки.
Оля: Грузовик, а много грузовики.
В. –Молодцы.
В. -А сейчас мы поиграем. Кирилл, принеси, пожалуйста, мяч.
Игра с мячом : «Мячик ты передавай, слово быстро называй».
- Придумайте слова, чтобы в них был звук [к].(Дети придумывают слова –кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кабачок, линейка, листок).
В. – Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились.
-Пойдёмте, ребята, за мной по сказочной тропинке. -Ой, что это? Корзина, а рядом игрушки. Ребята, а в корзинке задание от лисы. «Отберите и положите только те игрушки в названии которых есть звук [к]. (Дети находят игрушки и складывают в корзинку : пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрёшка, молоток, кит, кошка, барсук).
- А теперь давайте отдохнём. Встаньте передо мной врассыпную.
Физминутка «Ёжик»
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)
В. - Вы, молодцы, хорошо отдохнули и справились с предыдущим заданием. Садитесь полукругом на коврик. А лиса такой переполох устроила в лесу, что бедными оказались не только два ёжика, но и другие звери.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
В. - Давайте поможем, бедным животным заселиться в трёхэтажный дом! На 1 этаж заселим тех животных в названии которых звук [к] слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук [к] слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук [к] слышится в конце слова.
(Дети выбирают картинки животных и расселяют по этажам)
1- Коза, корова, кабан, кот.
2- Собака, белка, лягушка.
3- Волк, барсук, хорёк.
-Молодцы, ребята, встаём, мы на верном пути. Но путь нам преграждает сказочное дерево (слайд5.)Подойдите и посмотрите на одном из листочков для вас задание. «Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук [к]. (Дети составляют предложения).
В. - Какое предложение получилось у тебя Алиса? (Мама купила конфеты). У тебя Варя? (Кошка лакает молоко). А у тебя Ваня? (Кран поднимает груз).
-Составьте предложение из слов (коляска, катает, Кира). Дети составляют предложение (слайд 6.)
В. - Кирилл,какое получилось у тебя предложение?
Кирилл: Кира катает коляску.
В. - А у тебя, Илья?
Илья: Кира катает коляску.
В. - А у тебя, Никита?
Никита: Кира катает коляску.
В. - А у тебя, Лида?
Лида : Кира катает коляску.
-Молодцы, хорошее получилось предложение – Кира катает коляску.
-Скажите, сколько слов в этом предложении? Кира катает коляску.
В. - Варя, сколько слов у тебя?
Варя: В этом предложении три слова.
В. -А у тебя Ваня?
Ваня: В этом предложении три слова.
-Какое первое слово в этом предложении, Илья?
Илья: Первое слово в предложении Кира.
-Какое второе слово, Лида?
Лида: Второе слово в этом предложении катает.
-Какое третье слово, Алиса?
Алиса: Третье слово в этом предложении коляску.
-Ребята, встаньте все на ковёр в кружок, отдохнём, выполним упражнения : «Живот – голова», «Ухо- нос», «Колечко».
В. - Отдохнули немного. Пошли дальше по тропинке. Вот мы и дошли до реки (слайд 7, ой, а кого лиса от нас спрятала. А здесь задание «Отгадайте загадку!»
Переваливаясь важно, в речку прыгнула отважно
И, о чём-то говоря, в речке плещется : кря-кря!
Д. –Утка (слайд 8.)
В. - Ах вот кого спрятала хитрая лиса.
В. -А тут ещё от неё задание: «Какие звуки «живут» в слове УТКА?
-Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за столы. Проверьте свою посадку!
В:-Произносим слово по порядку. (У-Т-К-А)
-Какой первый звук в слове У-У-Утка?
Д. -Звук У.
-Какой это звук?
Д. –гласный, обозначаем красным цветом.
-Какой второй звук в слове уТ-Т-Тка?
Д. -Звук Т.
-Это какой звук?
Д. –согласный, твёрдый, обозначаем черным цветом.
-Какой третий звук в слове утК-К-Ка?
Д. - Звук К.
-Какой это звук?
Д. - согласный, твёрдый, обозначаем черным цветом.
-Какой последний звук в слове УТКА-А-А?
Д. - Звук А.
-Какой это звук?
Д. - Гласный, обозначается красным цветом.
В:- Алиса,сколько гласных звуков в этом слове?
Алиса: В этом слове 2 гласных звука – [У] и [А].
В: -Вероника, сколько в слове согласных звуков?
Вероника: В этом слове 2 твердых, согласных звука [Т]и [К].
В:-Кирилл, сколько в этом слове звуков?
Кирилл: В этом слове всего 4 звука.
В:- Саша, сколько в этом слове слогов?
Саша : В этом слове всего 2 слога.
-Молодцы, отлично справились с этим заданием. Теперь пусть отдохнут наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику «Ёжик» (с использование Су-джок терапии).
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик - прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
-Вот и пальчики отдохнули, вставайте из-за столов и подойдите все ко мне, посмотрите,а берег реки -то - песчаный, может хитрая лиса букву спрятала в песке, давайте поищем. (Дети в песке (контейнер) находят букву К и проговаривают).
-Звук [К] обозначается буквой «К».
-Я хочу познакомить вас с буквой К (слайд 9 (рассматривают букву К).
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
-А теперь выполните моё задание в тетради. Сядьте за столы. Проверьте свою посадку!
-Давайте пропишем букву К в воздухе, а затем каждый прописывает указательным пальцем ведущей руки на своей ладошке.
-Большую букву «К» обведите по точкам столько раз, сколько я хлопну в ладоши, а маленькую – сколько пальцев у вас на левой руке.
-Справились все, молодцы!
-Теперь давайте сделаем гимнастику для глазок.
Открываем глазки – раз, а зажмуриваем – два,
Раз, два, три, четыре, раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули, наши глазки отдохнули.
- Молодцы, а теперь я включаю спокойную музыку, а вы должны выложить букву К для ёжиков из разных материалов. (Дети выкладывают букву К из разных материалов – пуговиц, желудей, бусинок, палочек, ленточек, ниток, мозаики, различных семян).
-Молодцы, ребята и с этим заданием справились.
3. Итог занятия :
-Ребята, давайте сядем все в круг на коврик.
-Вам понравилось наше занятие (Да)
-Какую букву мы с вами спасали? (Букву К).
-Дайте характеристику звуку К и звуку К’.(К-согласный, твёрдый,глухой (К’- согласный, мягкий, глухой).
Появляются ёжики, благодарят детей за помощь и дарят наклейки (машинки и цветочки).