Марина Николаевна Кандыбина
Конспект занятия «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
- Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью
- активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы»
-совершенствование грамматического строя речи (подбор однородный прилагательных к существительным, образование прилагательных способом словосложения)
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- формирование навыка составления описательного рассказа о зимующих птицах
- совершенствование навыка слогового анализа слова.
Развивающие:
- развитие связной речи
- речевого слуха
- слухового внимания
- фонематических представлений
Воспитательные :
- воспитание эмоциональности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
- аудиозапись криков совы, дятла, снегиря
- карточки с изображением зимующих птиц
- картинно-графический план описательного рассказа
Образовательная область: «Развитие речи»
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети входят под запись звуков леса.
Логопед : Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку. Давайте послушаем птиц.
Логопед прибавляет звук аудиозаписи, через 1 минуту выключает.
Логопед: Что вы услышали?
Дети: Кричала сова, стучал дятел.
Логопед: А сейчас давайте послушаем, как кричит снегирь.
Слушают.
2. Дыхательная гимнастика.
Сел на ветку снегирек (поднимают руки)
Ф-ф, Ф-ф – (коротко активно выдыхают).
Брызнул дождик – он промок (ударяют указательным пальцем ведущей руки по ладони другой)
Ф-ф, ф-ф – (коротко и мягко выдыхают)
Ветерок подул слегка (подняли руки и качают ими)
Обсуши нам снегирька!
Ф-ф-ф-ф-ф (продолжительный выдох).
3. Упражнение «Посмотри и назови».
Логопед: Отгадайте загадки:
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются (синички)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)
Дети: отгадывают загадки, выставляют изображения птиц на магнитную доску.
4. Беседа о зимующих птицах.
Логопед: молодцы! Давайте еще раз назовем птиц, которые изображены на доске.
Дети: Дятел, синица, клест, снегирь, воробей, сорока.
Логопед: Верно. Это все зимующие птицы. Давайте вспомним, почему они так называются?
Дети: потому что эти птицы остаются зимовать на родине, не улетают зимой.
Логопед: почему они не улетают вместе с перелетными птицами?
Дети: потому что могут найти себе корм.
Логопед: молодцы!
5. Упражнение «Посмотри и сравни».
На доску выставляются картинки парами.
Логопед: Ребята, давайте внимательно посмотрим на воробья и ворону. Чем они отличаются?
Дети: Воробей маленький, а ворона большая. У воробья хвост коричневый, а у вороны черный. И т. п. (сравнивают других птиц)
6. Упражнение «Составь новое слово».
Вновь выставляют все изображения птиц.
Логопед: сейчас мы с вами будем составлять одно новое слово из двух. Если у птицы черные крылья, то эта птицы чернокрылая.
Если у птицы длинный хвост, то птица какая?
Дети: длиннохвостая.
Логопед: если у птицы красная грудка, то она какая?
Дети: Красногрудая.
И т. д. желтогрудая, красноголовый, чернохвостая, тонкоклювая, белобокая.
7. Физминутка.
Логопед приглашает детей на ковер и проводит физкультминутку.
Логопед: А сейчас мы с вами тоже превратимся в птиц.
Выполняют движения по тексту.
Птицы крыльями махали-
Все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорожку опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки искали.
8. Игра «Отгадай кто»
Дети сидят за столом, перед каждым набор с изображениями птиц.
Логопед: а сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю несколько слов- признаков, а вы должны отгадать и показать мне эту птицу.
Длиннохвостая и белобокая?
Красноголовый и чернохвостый?
Желтогрудая и синеголовая?
Играют в игру.
9. Составление описательного рассказа о птице.
На доске схема описательного рассказа о птице.
Логопед: Давайте теперь попробуем об одной птице рассказать подробно.
Это синица. Она маленькая, разноцветная, желтогрудая, синеголовая. У нее есть голова, туловище, два крыла, хвост и две лапки. Тело синицы покрыто перьями. Оперенье разноцветное. Встречается синица в лесах, парках, на улице. Гнезда устраивают в дупле дятла, в старых гнездах белок. Синицы питаются семенами, семечками, салом, мелкими насекомыми и жучками.
1-2 ребенка пересказывают этот рассказ. Затем 1-2 составляют свой рассказ о зимующей птице по картинно- графическому плану.
10. Окончание занятия.
Логопед: Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали? (ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Вы молодцы! Погладьте себя по голове.