Глушакова
Конспект занятия «Жизнь диких животных зимой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по познавательному развитию детей средней группы
«Жизнь диких животных зимой»
Образовательная деятельность осуществляется по Рабочей программе воспитателей Глушаковой Ю. О., Кучковской Л. А., на основе Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 16 Петродворцового района Санкт-Петербурга с учётом ФГОС ДО и ФОП ДО.
Публикация «Конспект занятия „Жизнь диких животных зимой“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Возраст от 4-5 лет является средним дошкольным периодом. Он является важным этапом в жизни ребенка. Этот период интенсивного развития и роста детского организма. В данном возрасте существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются коммуникативные и познавательные способности. Существуют спецефические возрастные оссобенности детей, которые просто необходимо знать родителям. Чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.
Тема занятия выбрана согласно учебно-тематическому плану по лексической теме: «Как зимуют животные».
Интеграция познавательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Образовательные технологии: Познавательное развитие; формирование целостной картины мира. Пальчиковая гимнастика «Зайчики», личностно – ориентированная.
Методы и приё мы: беседа, рассматривание картинок и иллюстраций, показ, игра, проблемная ситуация, загадки, использование моделей.
Планируемые результаты: дети имеют представление о том, что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Появилось понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Называют животных, которые впали в спячку. Могут классифицировать дикие животные и домашние животные.
Цель: формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Развивающие: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, развивать интерес к различным видам детской деятельности.
Воспитательные
1. Прививать интерес к диким животным, желание оберегать их.
2. Воспитывать положительное отношение к природе, к обитателям леса.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса. Аудиозаписи (Звуки передвижения на лесную опушку и обратно в детский сад, мяч.
Демонстрационный материал: картинки с изображением зимнего леса, белки, зайца, лисы, волка. Шарик для массажа рук. Капсулы от киндер сюрприза.
Предварительная работа: Знакомство детей с классификацией животных (домашние, дикие). Рассматривание иллюстраций на тему «Животные леса». Беседа на тему «Как звери готовятся к зиме». Дидактические игры на тему «Дикие животные». Знакомство с особенностями диких животных, впадающих зимой в спячку, и кто зимой ведет активный образ жизни. Чтение художественной литературы, с участием диких животных.
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ : Конспект занятия разработан с учётом возрастных особенностей и поставленных задач и в полной мере может использоваться в других образовательных учреждениях. Конспект может быть использован в зимнее время года.
Ход занятия:
Вводная часть
(Дети стоят в полукруге, на ковре).
Воспитатель: -Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.
- Отгадайте загадки:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель: - Кто из вас был в зимнем лесу?
(Ответ детей).
Воспитатель: - Ребята, представляете, я потеряла маленького зверька. Он раньше всегда жил около моего дома. И встречал меня с работы. А сейчас его нигде нет.
Воспитатель: - Поможете мне, найти его?
(Ответ детей).
Воспитатель: -Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные, и найти моего маленького дружочка, в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:
Раз, два, три повернись На лесной опушке окажись.
Основная часть
Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.
Воспитатель: - В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.
Дидактическое упражнение «Кто какой?»
Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение, начатое воспитателем.
Злой, как… волк
Трусливый, как… заяц
Косолапый, как…. медведь
Хитрая, как… лиса
Зубастый, как…. волк
Прыгучая, как…. белка
Колючий, как…. еж
Неуклюжий, как…. медведь
Рыжая, как…. лиса
Воспитатель: - Ребята кого же мы можем встретить в зимнем лесу?
(Ответ детей)
Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам Он в шубке серенькой зимой А в рыжей шубке- летом. (Белка)
Показ картинки белка.
Воспитатель: - Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например, от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.
Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Воспитатель: - Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще?
(Ответ детей)
Воспитатель: - Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.
Воспитатель: - Как заяц себе домик устраивает?
(Ответ детей)
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Пальчиковая игра «Зайчики».
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (показать ушки)
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)
Носик на опушке (трем носик)
Отморозил хвостик (трем копчик)
И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим, изображая руль)
Там тепло и тихо (разводят руки)
Волка нет (грозят пальцем)
И дают морковку на обед (гладят живот)
Воспитатель: -У зайца много врагов в лесу.
Отгадайте загадки:
Какой зверь опасный Ходит в шубке красной Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)
Показ картинок.
Воспитатель: - Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Воспитатель: - Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь?
(Ответ детей)
Воспитатель: - Отгадайте загадки:
Между сосен, между елок Бродит тысяча иголок Но не сделать ни стежка- Все иголки без ушка! (еж)
Воспитатель: - Ребята посмотрите, что у меня есть:
Массаж рук «Колючий шарик» Мы нашли колючий шарик Нам его не удержать Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики) Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках). Прыгнул шарик на дорожку-
Оказалось, это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, это же ежика мы искали. Оказывается, он ушел что бы впасть в спячку, чтобы переждать зиму. А я уже забеспокоилась, куда же он пропал. Будить его не в коем случае нельзя. Давайте его оставим здесь. И тихонечко продолжим наш увлекательный и интересный путь.
Воспитатель: - Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу?
(Ответ детей)
Послушайте загадку и узнаете. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (медведь)
Воспитатель: - Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши».
Воспитатель: -Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.
Белка - …. бельчонок, бельчата.
Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)
Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)
Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)
Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)
Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)
Воспитатель: - Ребята в зимний лес мы сходили. Ежика нашли?
(Ответ детей)
Воспитатель: - Пора возвращаться в группу, там вас ждет сюрприз:
Раз, два, три, повернись В детском саду окажись.
Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось?
(Ответ детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали?
(Ответ детей)
Воспитатель: - Каких животных мы с вами сегодня встретили?
(Ответ детей)
Воспитатель: -Мне очень понравилось с вами путешествовать и узнавать много интересного. На следующем занятии, мы с вами создадим мини зоопарк с животными. Будем лепить из пластилина.
Воспитатель благодарит детей и хвалит их за старание.