Зульфия Алукаева
Конспект занятия «Здравствуй, лаборатория!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Здравствуй, лаборатория!»
Задачи:
дать представление о том, кто такие ученые,
о способе познания мира — эксперименте (опыте,
о назначении детской лаборатории;
дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Познакомить детей с Наурашей.
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на
основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Оборудование:
Темочки:
Картинки с изображением учёных в лаборатории, белый халат для воспитателя,
правила «Как вести себя в лаборатории?»,
модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, рот,
для опытов: мел, стакан с водой, зеркало, полиэтиленовый пакет, камень, веер, трубочка для коктейля.
Ход занятия:
I. Знакомство с лабораторией. Дети стоят полукругом около доски. На доске картинки с изображением учёных в лаборатории.
Воспитатель:
Дети, кто изображён на картинке? (Это ученые-исследователи.)
Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой.)
Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство.
Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
(Ученые наблюдают за происходящим в мире). Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас.
Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
(Дети смотрят на модель и называют органы чувств) Органы чувств человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:
- орган зрения – глаза;
- орган слуха – уши;
- обоняния – нос;
- осязания – кожа;
- вкуса – язык.
При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит.
Так что такое эксперименты? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез.)
При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?
Воспитатель зачитывает написанные правила:
1. Внимательно слушать
2. Не шуметь, не мешать друг другу
3. Чётко выполнять указания, без разрешения ничего не брать
4. Быть наблюдательными
5. С оборудованием работать аккуратно
6. По наблюдениям сделать выводы
7. Когда опыт проводит один экспериментатор, а остальные молча наблюдают.
А помогать нам в проведении экспериментов будет мальчик Наураша – маленький гений, исследователь, конструктор ваш ровесник.
Он увлечён желанием познать мир.
Мальчик Наураша приведёт вас в удивительную страну Наурандию.
В цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка» мы с вами будем проводить исследования множества природных явлений, узнаем то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в цифровой лаборатории и помогают определять результаты проведения экспериментов.
Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Сейчас я надену белый халат и проведу вас в нашу лабораторию.
Вы становитесь членами нашего кружка «Юный исследователь».
Скажите, какими качествами должен обладать член кружка? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Я приглашаю вас в лабораторию.
Итак, уважаемые экспериментаторы, я предлагаю вам сесть за столы.
II. Ход деятельности в лаборатории.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю. (воздух)
Правильно, а почему вы так решили? ( Воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство).
Мы начинаем работу в лаборатории.
Опыт с камнем
Воспитатель: Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь (твёрдый, жёсткий, крепкий). Камешек твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя)
Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.
Опыт с водой
Воспитатель: Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течёт, бежит, струиться, журчит) Что же такое вода? (Вода – это жидкость) Назовите другие жидкости. (сок, кефир, молоко, кисель).
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – (ответы детей) не твердое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он – (ответы детей) не жидкость. Можно сделать вывод: воздух - не твёрдое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (ответы детей) Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Опыты с воздухом.
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1. Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2. Помашем веером около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка. (дети имитируют движения)
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашуршал ветвями клён.
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это (Дети подходят к столу воспитателя).
Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( воздух есть везде: в пакете, в меле).
III. Воздух нужен всем.
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом (дети садятся за столы)
Опыт 1. Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей). поверхность зеркала стала влажной, т. к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
И так, уважаемые коллеги, а каким же воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать больше цветов, деревьев). Как вы думаете. Где воздух чище - в лесу или в городе? (ответы детей).