Зульфия Алукаева
Конспект занятия «Здравствуй, лаборатория!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Здравствуй, лаборатория!»
Задачи:
дать представление о том, кто такие ученые,
о способе познания мира — эксперименте (опыте,
о назначении детской лаборатории;
дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Познакомить детей с Наурашей.
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на
основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Здравствуй, лаборатория!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Картинки с изображением учёных в лаборатории, белый халат для воспитателя,
правила «Как вести себя в лаборатории?»,
модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, рот,
для опытов: мел, стакан с водой, зеркало, полиэтиленовый пакет, камень, веер, трубочка для коктейля.
Ход занятия:
I. Знакомство с лабораторией. Дети стоят полукругом около доски. На доске картинки с изображением учёных в лаборатории.
Воспитатель:
Дети, кто изображён на картинке? (Это ученые-исследователи.)
Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой.)
Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство.
Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
(Ученые наблюдают за происходящим в мире). Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас.
Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
(Дети смотрят на модель и называют органы чувств) Органы чувств человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:
- орган зрения – глаза;
- орган слуха – уши;
- обоняния – нос;
- осязания – кожа;
- вкуса – язык.
При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит.
Так что такое эксперименты? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез.)
При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?
Воспитатель зачитывает написанные правила:
1. Внимательно слушать
2. Не шуметь, не мешать друг другу
3. Чётко выполнять указания, без разрешения ничего не брать
4. Быть наблюдательными
5. С оборудованием работать аккуратно
6. По наблюдениям сделать выводы
7. Когда опыт проводит один экспериментатор, а остальные молча наблюдают.
А помогать нам в проведении экспериментов будет мальчик Наураша – маленький гений, исследователь, конструктор ваш ровесник.
Он увлечён желанием познать мир.
Мальчик Наураша приведёт вас в удивительную страну Наурандию.
В цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка» мы с вами будем проводить исследования множества природных явлений, узнаем то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в цифровой лаборатории и помогают определять результаты проведения экспериментов.
Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Сейчас я надену белый халат и проведу вас в нашу лабораторию.
Вы становитесь членами нашего кружка «Юный исследователь».
Скажите, какими качествами должен обладать член кружка? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Я приглашаю вас в лабораторию.
Итак, уважаемые экспериментаторы, я предлагаю вам сесть за столы.
II. Ход деятельности в лаборатории.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю. (воздух)
Правильно, а почему вы так решили? ( Воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство).
Мы начинаем работу в лаборатории.
Опыт с камнем
Воспитатель: Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь (твёрдый, жёсткий, крепкий). Камешек твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя)
Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.
Опыт с водой
Воспитатель: Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течёт, бежит, струиться, журчит) Что же такое вода? (Вода – это жидкость) Назовите другие жидкости. (сок, кефир, молоко, кисель).
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – (ответы детей) не твердое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он – (ответы детей) не жидкость. Можно сделать вывод: воздух - не твёрдое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (ответы детей) Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1. Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2. Помашем веером около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка. (дети имитируют движения)
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашуршал ветвями клён.
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это (Дети подходят к столу воспитателя).
Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( воздух есть везде: в пакете, в меле).
III. Воздух нужен всем.
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом (дети садятся за столы)
Опыт 1. Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей). поверхность зеркала стала влажной, т. к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
И так, уважаемые коллеги, а каким же воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать больше цветов, деревьев). Как вы думаете. Где воздух чище - в лесу или в городе? (ответы детей).