Татьяна Бабикова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Бабикова Татьяна Васильевна
Воспитатель МБДОУ №70 «Дюймовочка»
Тема: «Занимательная математика»
Возраст: Старшая группа
Цель: Формирование у детей интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности;
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
• Закреплять устойчивый интерес детей к математике на основе познавательной активности и самостоятельности.
• Развивать у детей умения устанавливать логические связи, делать выводы, умозаключения.
• Воспитывать аккуратность, чувства взаимовыручки и взаимоподдержки.
Предметно – практическая среда: конверт с письмом, фонограмма, картинка ворот с замком, замок с нарисованными геометрическими фигурами, доска, маркер, карточки с логическими задачами, мяч, листы в клетку, цветные карандаши.
Планируемые результаты: сформирован интерес, дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность, включены мыслительные операции.
Среда взаимодействия «Взрослый – ребенок»: ситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.
Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок»: деятельность в группе, в микрогруппах.
Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.
Мотивационно – целевой этап:
Воспитатель встречает детей
Воспитатель:
В круг широкий вижу я
Стали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр дружно соберемся
И на место все вернемся, улыбнемся, подмигнем!
I. Постановка проблемы и погружение в игровую ситуацию.
Воспитатель: - Ребята сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, какой-то странный конверт, весь в цифрах, геометрических фигурах. Как вы думаете кто мог прислать нам это письмо? (ответы детей).
-Скажите кто из вас может прочитать письмо? (если нет читающих детей, воспитатель читает письмо).
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой колдун Арифметикус заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
Содержательный:
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
-Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
Звучит мелодия раскатов грома и входит злой колдун Арифметикус.
-Ой, ребята, а это кто?
Арифметикус: - Я злой и ненавистный колдун Арифметикус.
Воспитатель: - Так это ты заколдовал жителей планеты математики? Мы с ребятами намерены расколдовать твое зло. Правда ребята и тебя совсем не боимся. (ответы детей)
Арифметикус: - Ну-ну-ну, попробуйте. Чтоб снять мое заклятье, надо выполнить все мои задания без ошибок, и я думаю вам это не под силу.
На доске появляется картинка ворот с огромным замком.
Воспитатель: - Ребята это злой колдун Арифметикус повесил огромный замок на воротах королевства.
-Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
-Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине).
-Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). Ответы детей
-Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Появляется картинка королевства.
Воспитатель: - Смотрите, что я нашла. Все верно конверт с заданиями.
- Ребята, давайте сядем за столы.
1-ое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (По 2 ребенка (работа парами) выкладывают числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).
Глеб, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Арина, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от10 до 1.
Ребята, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
Какое число вы поставили между числами 7 и 9;
Какое число вы поставили между числами 1 и 3;
Какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назови число, которое больше числа 3 на 1;
Назови число, которое больше числа 5 на 1;
Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Арифметикус: -Уф, какие умные попались, но с этим заданием вы точно не справитесь.
Отдает конверт с заданием воспитателю.
2-ое задание:
Воспитатель: - А здесь нам надо решить логические задачки
1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько).
2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи).
3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2).
4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра).
- Ура! Мы справились и с этим заданием.
Воспитатель: - Ребята, давайте задобрим злого Арифметикуса и поиграем с ни в игру.
Дети встают вкруг на ковре и приглашают поиграть с ними Арифметикуса.
Познавательная подвижная игра с мячом «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Арифметикус: - Ах, какие вы сообразительные ребята!
Воспитатель: - Ребята давайте сделаем
физкультминутку. Арифметикус, присоединяйся к нам
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы плечами чик-чик.
Мы глазами миг-миг.
Раз – туда, Два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели.
Два – привстали,
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой веселый мяч.
Раз, два, раз, два, заниматься нам пора.
Воспитатель: - Ребята, давайте присядем за столы.
Арифметикус: - Теперь я отдохнул и полон сил. Вот вам рисунки, где нарисованы цветы и бабочки, птицы. Надо составить и решить арифметические задачи.
Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про цветы, (про бабочек.)
- На веточке сидели 2 вороны, к ним прилетели ещё 4 вороны? Сколько стало всего?
- На поляне росло 3 ромашки и 5 колокольчика. Сколько всего цветов растет на полянке?
- Было 10 бабочек, из них 5 улетело. Сколько бабочек осталось?
Арифметикус: - Мои чары слабеют, и вы уже почти расколдовали всех жителей математического королевства. Вот вам еще один конверт с заданием.
Воспитатель: - Нарисуйте картинку весны, соблюдая ориентировку на листе бумаги.
Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко, в левом верхнем углу облачко, а на середине листа дерево с веточками, на правой веточке нарисуйте птичку, а в левой стороне на веточке гнездо, в левом нижнем углу подснежники, в правом нижнем углу лужу.
Воспитатель: - Молодцы ребята, мы сняли с вами злые чары Злого колдуна Арифметикуса и спасли жителей королевства! А теперь давайте подарим наши рисунку колдуну Арифметикусу, чтоб он, глядя на наши рисунки творил только добрые дела.
Рефлексивный этап:
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.
- Вам понравилось наше путешествие?
-Что вам больше всего понравилось?
-Чему вы научились новому?
- Какое задание вызвало затруднение?
- А какое задание показалось легким?