Ирина Игнатенко
Конспект занятия «Юные туристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о туризме, о явлениях природы, которые происходят в зимний период.
Задачи: 1. Развить смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, расширять кругозор;
2. Формировать у дошкольников первоначальные навыки выживания в природных условиях (умение ориентироваться на местности, складывать костер);
3. Формировать у детей умение работать в подгруппах;
4. Повышать мотивацию дошкольников на здоровый образ жизни и гуманное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия „Юные туристы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Предварительная работа: Познакомить детей с видами костра («шалаш», «колодец», «таежный») и их предназначением, научить правильно складывать дрова; повторить названия перелетных и зимующих птиц; разучить песни В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам…»
Оборудование: Кукла Незнайка, рюкзак, ватные снежки и сосновые шишки на подгруппы детей, значки-фишки в виде «снежков» и «шишек» для магнитной доски, магнитная доска, картинки зимующих и перелетных птиц, магнитная доска, карты местности для проведения конкурса «Следопыты» и письма к ним, деревянные поленья, призы для награждения детей.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в группу пришел гость. Да это же Незнайка! Здравствуй Незнайка! Незнайка очень любит путешествовать и ходить в туристические походы. Он услышал, что дети в нашей группе очень часто ходят в походы и много знают о природе, о туризме. Незнайка собрался в поход? Незнайка, ты готов идти в поход? В поход ходят подготовленные, смелые, эрудированные, многознающие ребята. Смотрите, Незнайка взял с собой рюкзак. Ребята, правильно ли он сделал? Понадобиться ему рюкзак? А что же ты положил туда? Можно нам с ребятами посмотреть, что у тебя в рюкзаке? У! Смотрите, да у него здесь шишки и снежки! Да еще и полный рюкзак! (воспитатель рассыпает содержимое рюкзачка). Ребята, скажите, разве это берут с собой в поход? Я вот что вам предлагаю: с помощью снежков и шишек мы сейчас разделимся на две команды и расскажем и покажем, каким должен быть настоящий турист, что он должен знать о природе. По моему хлопку, каждый из вас возьмет шишку и снежок. Давайте-ка поднимем Незнайкины шишки и снежки. (воспитатель хлопает в ладоши, дети разбирают снежки и шишки). Молодцы! А теперь разделимся на две команды, и что у нас получилось? Команды «Шишки» и команда «Снежки». А ты Незнайка присядь по удобнее и посмотри, как наши ребята будут соревноваться, и все запоминай. Итак, первый конкурс называется «Угадайка». Я вам буду загадывать загадки о туристических снаряжениях, каждой команде свои, а вы будите угадывать, про какое туристическое снаряжение я говорю. Понятно вам задание? Поехали!
Загадки: В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут. (палатка)
Ты идешь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез,
Сам идти не хочет,
Он тяжелый очень. (рюкзак)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкает раз- и помнит нас. (фотоаппарат)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить. (котелок)
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. (компас)
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (футбольный мяч)
Подводим итоги первого конкурса, на магнитную доску воспитатель помещает значки-фишки «шашки» и «снежинки» той команде, которая победила.
Воспитатель: Второй конкурс не простой. Называется «следопыты». Для этого задания нам понадобятся карты местности. Вот они. К каждой карте прилагается письмо. Нужно прочитать это письмо и на карте проложить дорогу к своему палаточному лагерю. (Дети на картах рисуют маршрут, подводят итоги конкурса)
Ребята! Мы с вами пришли в лес. Кого мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют животных, птиц) А сейчас следующее задание. Игра называется «Перелётные и зимующие птицы». Одна команда отбирает перелётных птиц и выкладывает их на магнитной доске под солнышком, а другая зимующих – под снежинкой. Проверим, какая команда лучше знает о птицах. (Итоги конкурса)
Ну что, разобрались какие птицы перелётные, а какие зимующие. Было не легко, но вы хорошо справились с заданием. А теперь, юные туристы, нам бы согреться не мешало. А как мы в походе можем согреться! Правильно. Зажечь костёр. Для чего нужен ещё костёр в лесу? ( Дети отвечают: сварить еду, чтобы было светло, костёр отпугивает ночью хищных животных) Ребята, прежде чем зажечь костёр, надо правильно сложить дрова. Какие виды костров вы знаете? («шалаш», «колодец», «таёжный») Молодцы! Сейчас мы выясним, чья команда правильно и быстро сложит костёр «колодец».
Эстафета «Сложи костёр» (подводятся итоги)
Воспитатель: Итак, последний пятый конкурс наших туристят очень сложный, на внимательность, называется «Найди ошибку в рассказе». Для каждой команды я приготовила рассказ, а вы должны внимательно послушать и ответить, какие ошибки были допущены в этом рассказе. И посмотрим, кто же из вас настоящие туристы – экологи, много знающие и умеющие ребята. Итак, команда «Шишки», слушаем внимательно и команда «Снежки» не расслабляется тоже, если ваши соперники вдруг не найдут какую – ни будь ошибку в рассказе, а вы догадаетесь, вам за правильный ответ дам лишнюю фишку. Рассказ называется «Зимний день». «Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. А это чьи следы?- сказал Петя. «Это, наверно, следы ежа», сказала Наташа. «Что-то не видно белок. Где же они?» спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что белки зимой спят в своих дуплах?»- ответил Петя. Между березами дети увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом- лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой.»
Ошибки: Скворцы- перелетные птицы. Утки- улетают в теплые края. Еж зимой спит. Белки- зимой ведут активный образ жизни.
А сейчас рассказ для команды «Снежки». Рассказ называется «Лыжный поход». «Саша и Маша взяли с собой лыжи и пошли в лес. В лесу было очень красиво. Здесь можно встретить зайца и белку, медведя и лису. Неожиданно ребята вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые их иголочки радовали глаз. Они решили отдохнуть под большим деревом. Но тут Саша увидел на ветке густой ели гнездо, а в нем какую-то птицу. Кто же это зимой насиживает яйца? «Да это ворона»,- уверено ответила Маша. «Давай не будем ей мешать. Пошли дальше»,- сказал Саша. Подходя к полю, дети увидели много звериных следов возле стога сена. Наверно, это волк ловит мышей,- подумали ребята и побыстрее убрались восвояси. Немного усталые, но довольные прогулкой ребята возвратились домой».
Ошибки: Медведь - зимой спит. У лиственницы иголки опадают осенью. Ворона зимой не выводит птенцов. Это клесты. «Мышкует» не волк, а лисица.
Подводятся общие итоги и награждение всех участников викторины.
Воспитатель: «Незнайка, теперь ты понял, кто такие туристы? Ребята, Незнайка предлагает нам спеть на прощанье веселую походную песню. Мы знаем с ребятами много походных песен и с удовольствием тебе одну из них споем» (Дети исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам…»)