Лазаренко Анна Олеговна
Конспект открытого занятия «Юные археологи» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Познакомить детей с профессией «археолог». Учить свободно выражать свои мысли в речи. Закрепить знания детей о свойствах песка, глины. Формировать поисково – познавательную деятельность. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении. Развивать логическое мышление.
Материал: контейнеры с песком, осколки посуды, лопатки, игры, кисточки, презентация «Кто такие археологи».
Ход непосредственно- образовательной деятельности
Воспитатель:
Публикация «Конспект открытого занятия „Юные археологи“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Олеговна. Я очень рада нашей встрече, а вы?
Ребята, а что вы ждете от нашей встречи?
(-Интересных историй.
-Сюрпризов.
-Что – то новое)
Постараюсь оправдать ваши ожидания.
Предлагаю собраться в круг. Так как круг сближает, объединяет, дает чувство единства в коллективе.
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать.
Посмотрите, что это у нас накрыто салфеткой?
(- Разбитая старинная посуда.
- Осколки)
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
- Я думаю, мы будем говорить о посуде.
- Как с ней нужно обращаться, чтобы не разбить.
- А мне, кажется, нам расскажут, где раскопали эти осколки и зачем?
Воспитатель: Ребята, вы не зря сказали о раскопках. Моя цель познакомить вас с профессией археолога, чем они занимаются, какие ценности находят. Может быть, кто-то из вас знает, кто такой археолог, чем занимается?
Где можно получить информацию?
Из книг и энциклопедий.
Расскажут родители.
Услышать по телевизору.
Спросить у воспитателя.
Хорошо, чаще всего это можно узнать в энциклопедии, но научное определение можно узнать в интернете, у меня с собой телефон, спросим у Алисы? («Алиса, чем занимается археолог?»).
Воспитатель: Работа археолога очень трудна и кропотлива. Сначала они раскапывают слои земли, удаляют землю вокруг предмета, потом обметают находку. Им приходится работать очень медленно и осторожно.
- Как вы думаете почему? Ваши предположения?
Старинные предметы стали хрупкими и любое неосторожное движение может их разрушить.
Верно ребята.
А сейчас, прошу обратить ваше внимание на экран.
1 слайд.
Посмотрите, какие инструменты нужны археологам, чтобы производить раскопки?
Что вы можете назвать?
(Лопата, кирка, щетка, кисточка, топор, молоток, веник и. т. д.)
2 слайд.
Друзья, благодаря находкам археологов, о чем мы можем узнать?
- Какая посуда была у наших далёких предков;
Посуда была сделана из кости, из глины, была и деревянная. Иногда при раскопках попадается целый предмет, но чаще это осколки.
3 слайд.
Как вы считаете, что на этом слайде?
- Какие украшения носили женщины;
Да, они были, наверняка, очень тяжёлые.
4 слайд.
Угадайте, а что это?
(это погремушки, куклы, солдатики, качалки, свистульки).
Да это игрушки.
5 слайд.
- Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, как выглядели старинные города.
6 слайд.
-Выскажите свое мнение, что вы видите? (Рисунки древних людей).
Где они люди рисовали эти рисунки?
(На стенах, в пещерах, на камне, на скале)
- Да такие рисунки называются пещерными или наскальные рисунки.
Как называются рисунки? Повтори___, повтори___ Запомнили ребята.
Эти рисунки помогают ученым изучить историю древнего мира, воссоздать быт и условия жизнедеятельности древних людей. Например, по их орудиям охоты и труда можно узнать, как они добывали себе пищу, на кого охотились, какие животные были в те времена.
Прекрасно. А вы хотели бы отправиться в археологическую экспедицию, и принять участие в раскопках? Тогда в путь.
Физкультминутка:
Мы в поход с тобой пойдём, (шагают на месте)
Интересное найдем! (наклоняются, имитируя подбирание предмета)
Все изучим, все узнаем, (протягивают поочередно руки вперед)
До пяти мы посчитаем. (хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять (показывают на пальцах)
Идем новое искать! (шагают на месте)
Вот мы и пришли к стоянке археологов. Это наши места раскопок. Они разбиты на сектора.
Вот здесь сектор с красным флажком он особый, сюда мы подойдём все вместе, но позже.
Выберете сектор, работать будите парами. Сразу вспоминаем, какие инструменты нужны археологам? (Дети повторяют)
Мы будем лопатками раскапывать. Кисточками очищать находку от песка над контейнером.
Прежде чем приступить к раскопкам, хочу напомнить правила безопасности при работе с песком
- Песок нельзя подносить к лицу и глазам.
- Песок должен оставаться в контейнерах.
- Руки нужно отряхивать над контейнером.
- После работы нужно вытереть влажной салфеткой.
У вас есть подсказка – цифра, которая указывает, сколько осколков, или предметов вы должны найти? Когда найдете все осколки, пробуйте сложить разбившиеся предметы.
7 слайд.
И так археологи, вперед, в экспедицию!
Дети выполняют задание.
Молодцы, дружно работаете.
Какие чувства вас охватывает, когда вам удается найти предмет?
(Радость, у меня получилось найти.
Я испытываю гордость – я как настоящий археолог, провожу раскопки
Удивление.
Восхищение).
Получается ли у вас ребята?
Ребята, вам повезло у вас получились целые предметы, найдены все осколки.
Что же вы нашли?
(Старинный кувшин.
Вазу.
Украшение.
Молодцы, друзья, а как вы считаете, где хранятся эти находки, чтобы увидели все?
(Они хранятся в музеях)
8 слайд. (Подземный музей в парке Зарядье)
Да, ребята это наша история. Все найденные предметы ценные и важные.
Мне посчастливилось побывать в городе Москве, в парке Зарядья, там есть подземный музей, в нем масса интересных находок, собраны предметы быта, монеты 14 в. – начала 18 в, обнаруженные во время археологических раскопок на территории старой Москвы. Там я увидела много ценных монет.
Друзья, давайте подведем итог, что нового вы узнали
(- Мы узнали о профессии археолога.
- Чем занимается археолог.
- Какие предметы нужны археологу для раскопок.
- Какие ценные вещи находят археологи).
Хорошо, ребята. А теперь все вместе давайте подойдём к этой стоянке. Что мы там найдем?
(Фляжка, алюминиевая кружка, ложка)
Вы, наверное, знаете, что в этом году наша страна праздновала 75 – летие Великой Победы.
Ребята, вы не просто сегодня археологи, а ещё и поисковики - это люди, которые сохраняют историческую память о периоде Великой Отечественной войны. С таких кружек и фляжек пили наши солдаты. По таким дорогим вещам удается узнать личность пропавшего безвести воина, найти его родственников. Мы должны помнить о них, и быть бесконечно благодарны им за наш мир на земле.
Но эта тема других занятий.
Воспитатель: Друзья, вам было интересно?
Мне тоже было интересно с вами поработать. Спасибо вам ребята.
На память о нашей встрече хочу подарить вам в группу дидактическую игру.