Наталья Клипова
Конспект занятия «Этажи леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия : «Этажи леса» для детей дошкольного возраста 4-5 лет
Цель:
- обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес»,
Задачи:
- уточнить и расширить представление детей о лесе;
- познакомить детей с ярусами смешанного леса;
- развивать у детей интерес к познанию природы;
- воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
Публикация «Конспект занятия „Этажи леса“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: Таблица «Смешанный лес, фоторепродукции с изображением леса. Таблицы или картинки с изображением цветов, кустарников, деревьев, таблицы «Части цветка», «Части дерева», схема «Этажи леса», стакан подкрашенной воды, кусочек марли, неглубокая тарелочка для опытов, половинки альбомных листов по количеству детей и цветные карандаши, сосновые шишки по числу детей.
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, дорогие ребята.
- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (лес) Кто может жить в этом лесу? (дикие животные)
- А еще в этом лесу живет лесовичок, который сегодня пришел к нам на занятие.
- Знаете, почему его так назвали? Потому что он следит за порядком в лесу и наблюдает за жизнью диких животных.
Словно сказочной книги страница,
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу
И они понимают меня.
- Сегодня я расскажу вам о лесе и о растениях, которые в нем растут.
- Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
3. Основная часть. «Этажи леса» :
- Когда вы были в лесу, то конечно видели огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями.
- Как называются эти растения? (деревья)
- У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно. Да и по высоте они уступали деревьям.
- О каких растениях идет речь? (о кустарниках)
- У третьих были мягкие травянистые стебельки, а на некоторых из них даже красивые яркие цветочки.
- Вы догадались, какие это растения?
(По мере называния растений вывешиваются их изображения)
- Если вы очень внимательные и наблюдательные, то вы конечно увидели, что растения в лесу расположены, как этажи многоэтажного дома.
(На доске вывешивается схема «Этажи леса»)
- Ребята, представьте себе, что мы с вами пришли в лес.
- Какие растения живут на «первом лесном этаже»? Какие растения живут на «втором лесном этаже»? Какие растения живут на «третьем лесном этаже»? (Дети называют растения, показывая их на схеме)
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
- Ребята, вам интересно, как такие могучие и огромные деревья или тонюсенькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что же их держит, как вы думаете, ребята?
(дети рассматривают гербарии различных растений с развитой корневой системой)
– Внимание, вопрос юным знатокам природы! Зачем необходим корень растению? (Выслушиваются ответы детей)
- Молодцы, вы очень наблюдательны и внимательны.
- Давайте проведем небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни всем растениям.
Технология проведения опыта: В тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с нитями вместо корней. Дети наблюдают за тем, как влага поднимается вверх.
- Ребята, кто догадался, зачем же растениям еще нужны корни?
- Правильно. Так растение через корни «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.
- Какой можно сделать вывод, зачем дереву нужны корни?
3. Закрепление изученного. Творческое задание:
(детям раздаются альбомные листы со схематичным изображением ствола дерева)
- Что вы видите на листах? Может ли такое дерево жить? Что ему необходимо для жизни? (корни, листья)
- Давайте оживим это дерево и дорисуем корни и листья. А чтобы нашему дереву было не скучно, нарисуйте вокруг него друзей – другие деревья, кусты, цветы.
Звучит музыка. Дети выполняют задание.
- Посмотрите на нашу выставку рисунков. Каждый из вас нарисовал разные деревья, цветы, кустарники, а вместе у нас на доске получился, красивый и замечательный …. ЛЕС!
Очень опасно стало в лесу,
Отчего я никак не пойму!
Кто бутылки и мусор бросает?
Кто костры без конца разжигает?
Кто животных и птиц истребляет?
Кто спокойно в лесу жить мешает?
Так, друзья, скоро лес весь погибнет,
И беда всех людей настигнет!
Я прошу: «Помогите! Спасите!»
От врагов вы мой лес защитите!
- Ребята, какие правила поведения на природе вы знаете?
5. Итог занятия :
- Наше занятие заканчивается, а чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, я приготовил для вас специальные лесные вопросы и лесные подарки. Отвечайте на вопросы, получайте подарки!
- Где растут деревья? Какие еще растения растут в лесу? Давайте вспомним «этажи леса». Из каких частей состоят растения? Что мы должны делать, чтобы лес не погиб? (Всем отвечающим детям, лесовичок вручает на память шишки)
- Я очень рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе.
А еще я приглашаю вас к себе в гости.
До свидания.