Ирина Чичирова
Конспект занятия-экспериментирования на тему «Жизнь растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам : деревья, кустарники, травы.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования на тему „Жизнь растений“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением (фиалка).
Воспитатель показывает искусственный цветок.
– Здравствуйте, ребята! У меня в руках цветок, давайте скорее посадим его в горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.
(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)
– Значит и ваше растение не живое?
(Дети говорят, что это растение живое, это фиалка)
( Дети перечисляют признаки живого: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)
Воспитатель: – А сейчас я вам расскажу, что есть у каждого растения?
(Воспитатель рассказывает о строении растения : у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)
Воспитатель: – Посмотрите. (демонстрирует)Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.
(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)
Воспитатель: – Ребята, правильно я сделала? (нет, неправильно)
Воспитатель:– А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?
(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Воспитатель: А запомнить это очень просто! Сейчас я превращу вас в семена:
– Раз, два, три, повернись
В семена превратись!
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
Воспитатель: только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)
Воспитатель: – Давайте проведем опыты, и мы узнаем, какие важные функции выполняет корень у растения.
Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).
Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).
Физкультминутка:
Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)
Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?
(Если не будет растений, не будет жизни на земле)
Воспитатель: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?
Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.
Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?
(Беречь, охранять, ухаживать и т. д.)
Воспитатель:– А как это ухаживать?
(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т. д.)
Воспитатель:– Вот и закончилось наше занятие, вы были молодцы.
А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)
“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.