оксана тураева
Конспект занятия-экспериментирования «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией
[i]«Круговорот воды в природе»[/i]
Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
Образовательные задачи: уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений; видах воды (родники, реки, моря, океаны, озера, осадки и т. д.). Познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Развивающие задачи: развивать доказательную речь, словесно-логическое мышление, любознательность.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; умение любоваться красотой водоемов, обогащать чувственный опыт детей.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой (см. «Картотеку опытов»).
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
[b]Ход занятия:[/b]
Колокольчик мой звени
Всех детишек собери
(Звенит колокольчик.)
Встали дети, стали в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1 ый этап «Основание проблемы»
Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Я нашла конверт. Интересно от кого же он? Прочитаем?
«Дорогие дети! Обращаются к Вам за помощью ваши друзья эколята. Мы очень просим помочь нашему другу Водяному. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?».
2ой этап «Формулирование задачи»
Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе.
Под теплым солнечным светом вода испаряется, превращаясь в пар, и поднимается наверх. Охлаждаясь в верхних слоях атмосферы, она конденсируется в виде капель воды или кристаллов льда, образуя облака (принимает жидкую или твердую форму, и снова выпадает дождем на землю. В природе же это явление бесконечно и циклично.
А давайте проверим так ли это на самом деле. А хотите ли вы создать круговорот в природе у нас в группе.
3ий этап «Выслушивание инструкций и рекомендаций»
Ребята, а дайте порассуждаем как мы можем его создать.
Дети предлагают варианты, воспитатель выслушивает и направляет детей в проведению задуманного эксперимента.
Да ваши варианты интересны. А хотите я Вам покажу как это можно сделать?
4ый этап «Прогнозирование результатов»
Воспитатель, проговаривает задуманный эксперимент с остановками, акцентируя на результаты этапов эксперимента.
5ый этап «Организация экспериментирования»
Помогите мне пожалуйста налить в пакет воду. Сейчас нашу воду мы поместим на солнышко, и будем наблюдать.
6ой этап «Выполнение техники безопасности»
А чтобы наш опыт получился какие правила поведения нужно соблюсти?
Вспоминаем правила техники безопасности при проведении опыта.
- А сейчас мы немного отдохнем. Ведь мы с вами капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
7ой этап «Наблюдение результатов»
8ой этап «Анализ полученных результатов»
Что ребята произошло с нашей водой?
Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда снежинки и попадают на землю в виде снега.
Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не исчезает. Попутешествует и назад к нему вернется.
9 этап «Фиксирование результатов»
Путешествие капельки
10ый этап «Формулирование выводов»
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.