Постникова Наталья Юрьевна
Конспект занятия-эксперимента в старшей группе «Царица водица»
▼ Скачать + Заказать документы
№
1 №п/п Этапы ОД Образовательная
область Деятельность воспитателя Деятельность детей. Примечание. Ожидаемые результаты.
1
2
3 Организа -ционный момент.
Художествен-ное слово.
Сообщение проблемы.
Итог занятия.
.
Познавательное развитие.
.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Речевое развитие.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Я хочу прочитать вам стихотворение: Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Публикация «Конспект занятия-эксперимента в старшей группе „Царица водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель:
Ребята, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы с вами поговорим о воде: скажите мне, пожалуйста, для чего нужна вода? Все верно, без воды нам не прожить.
А кому нужна вода вы знаете?
А хотите больше узнать о воде и ее свойствах? Тогда нам нужно стать исследователями и отправиться в лабораторию. Кто знает, кто такие исследователи? Исследователи -это те люди, которые исследуют различные вещества в лаборатории. А что такое лаборатория кто – нибудь знает?
Но прежде чем отправиться в лабораторию нужно знать правила:
1. Не шуметь.
2. Без разрешения ни к чему не прикасаться.
3. Аккуратно выполнять опыты,
Запомнили?
Для того чтобы попасть в нашу лабораторию мы должны одеть фартуки.
Проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды. Что вы видите на столах?
Опыты.
Вкус воды:
Перед вами стоят бутылочки, налейте воды в стакан, вода какая? Теперь я вам предлагаю попробовать воду и немного отпить, скажите какая вода на вкус?
Вода растворитель:
А теперь я предлагаю вам взять ложечку и насыпать сахар в стакан с водой и размешать сахар, все размешали? Посмотрите внимательно, что произошло с сахаром? Теперь попробуйте воду, какая вода стала на вкус?
Какой можно сделать вывод?
А теперь давайте растворим в воде муку, возьмите ложечку и насыпьте стакан муку. Что же мы видим? Все верно, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. У вас на тарелочке лежит пипетка. В ней находится масло, добавьте масло в стакан и размешайте, размешали? Что произошло с маслом? Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вспомним, что сахар у нас растворился, а мука и масло нет, значит какой можно сделать вывод: молодцы, все правильно, вода растворитель, но не все вещества могут растворяться в воде.
Запах воды. Теперь я предлагаю вам определить, есть ли у воды запах. Понюхайте стакан с водой, как пахнет вода? Значит вода не имеет запаха.
А сейчас я положу вам в стакан дольку чеснока, теперь понюхайте воду, что изменилось? Все верно, у воды появился запах. Какой делаем вывод?
Попадая в воду различные вещества, меняют у воды запах.
Форма вода:
Обратите внимание, на столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы? А как вы думаете имеет ли форму вода? Чтобы ответить на этот вопрос я проведу следующий опыт, а вы внимательно посмотрите, для этого возьму узкую баночку и наполню ее водой, затем я перельем эту воду в широкую баночку. Что мы видим? Меняется форма воды? Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Какой можно сделать вывод? Молодцы, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Цвет воды:
Возьмем пустой стакан с и опять нальем в него воды, положите в стакан ложку, посмотрите и скажите видно ли ложку? Значит вода какая?
Имеет ли вода цвет? Вода бесцветная, прозрачная, но воду можно сделать непрозрачной. Перед вами лежат краски, выберите тот цвет, который вам больше всего нравится, теперь намочите кисточку и окуните ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Теперь положим в воду ложку, видно ли ложку в окрашенной воде? Какой вывод делаем? Вода прозрачная, но имеет свойство окрашиваться благодаря другим веществам. Благодаря проведенным опытам мы узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета и формы.
Сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка:
Я хотела бы с вами поиграть, становитесь в круг, будем играть в игру «Какая бывает вода? Я, кидая мяч, буду спрашивать у вас: «Какая бывает вода?» А вы, отвечая, будете кидать мне мяч обратно, всем понятны правила игры?
Теперь мы с вами вернемся в лабораторию и продолжим опыты.
Пар. Ребята, я принесла вам чайник. А в нем вода, какая она в чайнике? Открываем крышку и что мы видим? Сейчас я возьму зеркало и подержу его над паром. Что появилось на зеркале? Потрогайте их и убедитесь, что это тоже вода. Пар- это тоже вода, только сильно нагретая. Делаем вывод: вода при высокой температуре может нагреваться быть теплой или горячей и превращаться в пар.
Лед.
Посмотрите, что я вам принесла? Берите в руки по одному кубику, потрогайте его, какой лед? Что происходит со льдом? А почему? Какой можно? Вода замерзает при низкой температуре и образуется лед. Делаем вывод: лед- это вода в твердом виде.
Фильтрование воды.
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, кладем в нее носовой платок, а сверху вату, берем стакан с грязной водой и наливаем в воронку, а снизу подставляем пустой стакан. Что мы видим? Как изменилась вода? И так мы сделали очистительные устройства – фильтры и очистили воду. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Иванушка нарушил правило и выпил грязную воду. Какой можно сделать вывод? Все правильно: вода может быть чистой и грязной, но грязную можно очистить.
Давайте вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе:
-Закрывать кран с водой.
-Не пускать воду сильной струей.
--Набирать только столько воды, сколько необходимо.
-Пользоваться для питья только чистой кипяченой водой.
-Не засорять природные водоемы.
-Останавливать тех, кто загрязняет воду, объяснять, почему этого делать нельзя.
Воспитатель: дети! Берегите воду! Воду необходимо беречь.
Ребята вам понравилось занятие?
А что вам понравилось больше всего?
Назовите свойства воды.
Какой опыт вам понравился больше всего?
Назовите правила бережного отношения к воде.
Дети заходят и здороваются с гостями.
Ответы детей (о воде).
Ответы детей (умываться, купаться, пить, готовить, стирать и т. д.).
Ответы детей (людям, зверям, растениям).
Ответы детей (это- то место, где проводят опыты с различными веществами).
Ответы детей (да).
Дети одевают фартуки с помощью воспитателя.
Дети рассматривают предметы и называют их.
Дети выполняют задание.
Ответы детей (жидкая, безвкусная).
Ответы детей (он
растворился).
Ответы детей (сладкая).
Ответы детей (вода безвкусная, вкус ей придают добавленные в нее вещества).
Ответы детей (мука не растворилась, а опустилась на дно стакана, а масло плавает на поверхности стакана).
Ответы детей (оно не растворилось).
Ответы детей (вода растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
Ответы детей (никак).
Ответы детей (вода пахнет чесноком).
Ответы детей (вода не пахнет, но если добавить в нее чеснок, вода приобретает запах).
Ответы детей (кубик квадратной формы, а шарик круглой формы).
Ответы детей (да).
Ответы детей (вода не имеет формы).
Ответы детей (да, прозрачная).
Ответы детей (нет).
Ответы детей (вода прозрачная, но может окрашиваться).
Дети становятся по кругу.
Ответы детей (горячая, пар).
Ответы детей (на зеркале появились капельки воды).
Ответы детей (лед).
Ответы детей (холодный, мокрый, гладкий, лед тает).
Ответы детей (в группе тепло).
Ответы детей (Иванушка выпил воды и превратился в козленочка).
Ответы детей (вода была грязная).
Дети изготавливают очистительные фильтры.
Ответы детей (вода стала чистой).
Ответы детей (вода бывает чистая и грязная, но грязную воду можно очистить с помощью фильтра).
Ответы детей.
.
Ответы детей.
Слайд 1.
Звучит журчание ручейка.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Дети определяют основную тему занятия.
Дети полными предложениями отвечают на вопросы воспитателя на основе пройденного материала.
Дети получают новые знания, расширяют свой словарный запас слов.
Дети зрительно воспринимают предметы, необходимые для опытов.
Дети наливают и пробуют воду и делают анализ, что вода жидкая и безвкусная.
Дети делают анализ вкусовых качеств воды: вкус воде придают добавленные в нее вещества.
Анализ детей: вода растворитель, но все вещества могут растворятся в воде.
Дети делают анализ запаха воды и определяют, что вода не имеет запаха, но различные вещества, попадая в воду, меняют вкус воды.
Дети отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями на основе пройденного материала.
Дети делают анализ о форме воды: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится вода.
Дети выполняя опыт делают анализ о цвете воды: вода прозрачная, но может окрашиваться благодаря другим веществам.
Дети полными предложениями отвечают на вопросы воспитателя и соотносят слова с действиями.
Дети делают анализ о свойстве воды: при высокой температуре превращаться в пар.
Дети делают анализ о свойстве воды: вода при низкой температуре превращается в лед, а при высокой температуре лед превращается в воду.
Дети вспоминают содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Очищая воду через фильтр, дети делают анализ о свойствах воды быть чистой и загрязняться, благодаря другим веществам.
Дети вспоминают пройденный материал и полными предложениями отвечают на вопросы воспитателя.
Вспоминая изученный материал, дети полными предложениями отвечают на вопросы воспитателя.
ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Царица – водица».
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цели:
-Закреплять представления детей о свойствах воды;
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, сахар, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, чеснок, салфетки, вата, аудиозапись «Вода», маленькие ложки, бутылочки с водой, чайник, зеркало, лед, фартуки.
Методы и приемы:
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приемы
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Организованная - образовательная деятельность: образовательная область- познание.
Тема: «Царица- Водица».
подготовительная группа.
Воспитатель: Постникова Н. Ю.
ст. Курская 2017 г.