Яна Анзина
Конспект занятия «Экспедиция в лес» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Экспедиция в лес
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор - составитель: Анзина Я. В., воспитатель
Цель: обобщение начальных представлений детей о жизни диких животных Ставропольского края в естественных условиях.
Оборудование: карта ;2 мольберта; стол; слайд – презентация; компьютер; интерактивная доска; ватман(59,4* 84,1 см, 2 шт.); белая ткань;поднос для игры; фломастеры;
Публикация «Конспект занятия „Экспедиция в лес“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
-мультимедиа средства: запись со звуками природы; презентация «Интересные факты о белках»; электронное письмо от белки; игры «Кто оставил следы», «Запасы на зиму», слайд- «Транспорт».
Демонстрационный материал: учебный плакат Мозаика- синтез Николаева С. Н. «Этого не следует делать в лесу»; цветные карточки для дидактической игры «Лабиринт» (12*8 см, 10 шт.) и дидактической игры «Кто где живет» (12*8 см, 8 шт.); карта- схема (лист А3); сенсорные карточки (16*11 см, 6 шт.)
Раздаточный материал: эмблемы волонтера на веревочках (8*6 см, по количеству детей)
Словарная работа: волонтер, экспедиция, запасливая, логово, берлога.
Предварительная работа:
-Рассматривание альбома «Природа Северного Кавказа». Загадывание загадок о животных, грибах, ягодах. Беседы: «Что растет в лесу», «Как звери готовятся к зиме?», «Какие животные живут в наших лесах?». Просмотр мультфильма «Лесные путешественники». Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса». Просмотр обучающего фильма «Флора и фауна Ставропольского края». Чтение рассказа Сладкова Н. И. «Загадочный зверь» (со всей группой).
- Дидактические игры «Найди по описанию», «Кто чем питается», «Дикие и домашние животные», «Где чья мама» (с подгруппой и индивидуально).
Ход занятия
- Ребята, сегодня нам в сад пришло видеообращение вам интересно кто нам его прислал? Давайте посмотрим?
Включаю видеописьмо, на экране появляется белка.
Белка: «Дорогие ребята, мой бельчонок отправился погулять и пропал. Я не могу его найти и очень переживаю. Помогите мне найти его.»
- Ребята, как мы можем помочь маме белке? (ответы детей). Я принимаю ваше предложение, давайте отправимся на поиски. А вы знаете как называются люди, которые всем помогают? (ответы). 2018 год объявлен президентом Российской Федерации годом волонтера и добровольца. Волонтеры создают приюты для животных и работают в них абсолютно бесплатно, заботятся о природе, чистоте наших лесов, озер, парков, рек и морей. Сейчас я раздам вам значки волонтеров и мы отправимся в путешествие. Но как же нам не заблудиться в лесу? (ответы детей).
На экране опять появляется белка
- Белка: «Чтобы вы не заблудились, я даю вам карту. Она вам поможет» (карта появляется в углу интерактивной доски)
Беру карту и разворачиваю ее.
- Давайте посмотрим. Где мы с вами находимся сейчас? (ответы).
- А теперь нам нужно отправиться куда? (дети показывают пункт назначения).
- На чем же мы можем отправиться в лес? ( дети называют транспорт и на доске появляются изображения: самолет, вертолет,, поезд и др. транспорт.)
- Подумайте, все ли названные виды транспорта нам подходят? Почему не подходит самолет? Почему не подходит поезд? А какой транспорт нам подойдет (ответы детей). Отправляемся в путь.
Логоритмика
Вот мы в автобусе сидим (притопывают ногами)
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим (руками показывают окошко)
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд (повороты головы в право, в лево)
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт (качают головой)
Не везёт?
Колёса закружились (ходьба по кругу)
Чу - чу- чу
Вперёд мы покатились
Чу-чу-чу
А щётки по стеклу шуршат (движения руками в стороны)
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим (движения руками- давят на сигнал)
Дрым –дрым- дрым,
Мы громко-громко все гудим
Дрым – дрым- дрым!
Пускай автобус нас трясёт (подскоки)
Скок- поскок
Мы едем-едем всё вперёд
Скок- поскок!
Мы громко громко все гудим бим- бим- бим!
(Звучит аудиозапись с голосами птиц, журчанием ручья.)
- Куда мы с вами попали? (ответы детей). Скажите, какие животные живут в наших Ставропольских лесах? (ответы детей).
- Как называются животные, которые живут в лесу? (ответы детей)
-Ребята, посмотрите, здесь есть схема- напоминание о том как нужно вести себя в лесу (используется учебный плакат Николаева С. Н. - «Этого не следует делать в лесу» .
Вместе с детьми разворачиваем карту и решаем, с чего начинаются наши поиски. Первым пунктам на нашей карте стоит знак камера.
- Ребята, давайте присядем и посмотрим фильм «Интересные факты о белках».
- Для чего белочке так много припасов? Можно ли сказать что белка жадная? Для чего белке нужен хвост? Кто ее враги? Как белка скрывается от врагов?
- Куда же двигаться дальше, где искать нашего бельчонка.
Работа с картой- следующим пункт домик.
- У всех зверей есть свой дом в лесу, и раз мы помощники- давайте поможем животным найти свое жилище. И вспомним, кто, где живет.
Игра «Кто, где живет».
Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с местом их обитания.
Содержание игры: на мольберте изображения животных : медведь, волк, лиса, мышь, а также их жилища: берлога, волчье логово, лисья нора, норка. Дети должны соединить изображение каждого животного с его домом, правильно проговаривая название жилища.
-Молодцы, всем домики нашли. Скажите, а увидели ли мы беличье жилище? Тогда отправляемся дальше. Что у нас на карте?
Дети смотрят на карту, находят следующий пункт- лабиринт.
-Давайте мы поможем нашей белочке добраться до своего дупла.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Цель: развивать логическое мышление, зрительное восприятие; систематизировать знания детей о рационе диких животных.
Содержание игры: На одной сторона ватмана находится изображение белки, на другом ее дупло, между ними находятся карточки с изображением разных продуктов. Дети должны найти и нарисовать карандашом правильный путь белки к дуплу, исключив продукты, которые белка не употребляет в пищу.
- С заданием справились, теперь посмотрим нет ли в дупле белочки? Отправимся дальше искать? Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка: Дикие животные
Зимним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
-Ну вот и отдохнули. Смотрим на карту.
- Дальше у нас тут чешуйка, кусочек меха и, мне кажется, что это новое задание. Мы должны определить чем покрыто тело белочки.
Игра «Чем покрыто тело?» Цель: уточнить и закрепить знание детьми внешних признаков животных; развивать связную речь. Содержание игры: под тканью находятся тактильные карточки, дети по очереди касаются их, описывая ощущения от прикосновения и предполагают тело какого животного имеет такой покров.
- Отлично, теперь мы знаем чем питается белка, где живет, чем покрыто ее тело. Давайте по карте проверим наш дальнейший маршрут.
Дети на карте находят изображение желудя.
- Белка рассыпала свои припасы, помогите ей их собрать.
Дидактическая игра «Запасы на зиму»(на интерактивной доске).
Цель: формирование пространственных представлений: широкий, узкий.
Содержание игры: На интерактивной доске изображение двух деревьев. В одном дереве дупло большое, широкое, в другом- маленькое, узкое. Ниже изображения орехов, шишек, грибов разного размера. Дети определяют- что пройдет в узкое дупло, а что в широкое? Если ответ правильный- продукт перемещается на место и пропадает.
-И с этим заданием мы справились, а бельчонка все нет. Отправляемся дальше.
Следующий пункт карты- следы.
-Зимой на выпавшем снегу всегда можно найти множество следов. Давайте посмотрим и определим - кто гулял по этой снежной полянке, вдруг здесь есть следы и нашего пропавшего зверя.
Задание «Кто оставил следы?».
Цель: учить детей различать следы разных животных.
Содержание: на интерактивной доске изображены животные: волк, заяц, кабан, белка, лиса, медведь, а также следы оставленные ими. Дети определяют кому какие следы принадлежат. Если все верно- след пропадает.
- Ребята, осмотритесь, нет ли здесь нашего пропавшего? (появляется слайд с силуэтом белки в зимнем лесу, когда дети обращают на него внимание -появляется слайд с изображением белки).
-Ребята, а наш бельчонок все это время сидел под деревом и наблюдал за нами. Нужно сообщить маме- белке что мы нашли ее сыночка.
Белка (на слайде) целует бельчонка и благодарит детей
-Вы молодцы, были настоящими волонтерами. Справились со всеми заданиями. Последняя точка нашего маршрута- наш детский сад.
Рефлексия.
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что было трудным?
- Что полезного мы сделали? Кому помогли?
- Что нового вы для себя узнали? А можно убегать от родителей? Почему?