ИРИНА ГУРЖОВА
Конспект занятия «Воздух» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха.
-Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле.
-Закрепить и расширить знания детей о воздушном транспорте.
-Формировать у детей научные представления об окружающем мире.
Развивающие:
-Развивать мышление, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы, совершенствовать навыки исследовательской работы.
Речевые
Публикация «Конспект занятия „Воздух“ (старшая группа)» размещена в разделах
-Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция, и т. д.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, рассказ)
Практические (проведение опытов, просмотр слайдов и мультфильма)
Игровые (дидактические игры)
Оборудование:
-тучки с загадками на воздушных шарах
-картинки с изображением самолета, вертолета, планера, ракеты, воздушного шара, мельницы,
-полиэтиленовы пакеты,
-веер;
-шарики воздушные, резиновые игрушки, флаконы,
-соломинки, стаканы с водой,
-пустые емкости и ё мкости с запахами: чеснока, лука, духов, апельсина, лимона, огурца, колбаса, кофе.
-слайды «Чистый воздух» и «Загрязнение воздуха», мультфиольм «Фиксики», видеоролики «Самолет», «Вертолет», «Воздушный шар», «Парашют».
- Клоун – игрушка, букет из шаров.
-волшебная коробка с подарками: воздушные шары, мыльные пузыри.
Предварительная работа:
проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисования, заучивания стихов о ветре, чтение и придумывание сказок, проведение д\и «Летает- не летает», рассматривание иллюстраций по теме «Воздушный транспорт».
Ход занятия:
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
В-ль обращает внимание на гостей, приветствует их. Дети здороваются.
- Ребята сегодня мне позвонил наш друг Клоун и пригласил нас на большой праздник.
. Вы знаете, что он со своим цирком на гастролях в другом городе!
Воспитатель:
Принимаем приглашение клоуна?
Ну, что же, ребята, давайте отправимся в путешествие.
Воспитатель: Клоун, кажется, посылает нам подсказку…
Это тучки с цифрами, ищем №1.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Получается, что он предлагает отправиться в путь по воздуху?
если по воздуху, то как оно будет называться?
Дети: Воздушное путешествие.
Воспитатель:
Скажите, если путешествие воздушное, то и отправляться нам нужно на каком транспорте?
Дети: На воздушном.
Воспитатель: Вы знаете воздушный транспорт? Мы сейчас и проверим. Выберите картинки на которых есть воздушный транспорт.
( игра : «Выбери картинку»)
(Дети из большого количества картинок выбирают картинки с самолетом (кто управляет самолетом? Как можно еще назвать человека этой профессии, какие грузы перевозят на самолёте) планером (пилот, с помощью чего движется планер) воздушным шаром, вертолётом, дирижаблем и т. д. Выставляют на доску)
Воспитатель: молодцы справились с этим заданием.
А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку, а она находится на тучке с цифрой 2. :
Он в воздушном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (самолет)- видеоролик.
Воспитатель:Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете. Но самолет наш не простой, а исследовательский. Хотите стать исследователями?.
Занимайте свои места в лаборатории.
Воспитатель:А как вы думаете-есть ли воздух вокруг нас, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? (спросить несколько детей)
Давайте проверим наши предположения с помощью простых опытов.
(Вспомнить правила безопасного поведения при проведении опытов)
На столе перед детьми лежат атрибуты для проведения опытов:
• целлофановые пакеты;
• веер,
• резиновые игрушки, пустой флакон;
• стакан с водой и соломинка.
• Емкости с крышками.
Опыт №1- доказать, что воздух вокруг нас.
В. Если воздух вокруг нас, то его можно поймать.
В. возьмём целлофановый пакет, сейчас пакет пустой, он сплющенный, есть ли в нем что-то?
Д. Нет!
В. взмахнём им и начнем скручивать со стороны отверстия.
- Что происходит?
Д: мешочек надувается и становится выпуклым.
- о чем это говорит,
Д. Что пакет наполнился чем-то.
В. :что в пакете, что мы ловили?
Воздух.
Какой вывод можно сделать, проведя этот опыт?
Вывод: мы поймали воздух, воздух вокруг нас, он есть и здесь.
Опыт №2- можно ли почувствовать воздух? Докажите.
В. Возьмите веер, помашите им возле своего лица. Что вы почувствовали?
Д. Легкий ветерок, легкое движение воздуха.
В. о чем это говорит?
Вывод: можно почувствовать воздух.
Опыт №3 – можно ли услышать воздух?
В. Как можно услышать воздух? Покажите.
Мы уже доказали, что воздух есть везде. Есть он и в ваших игрушках, пустом флаконе. Проверьте. Возьмите игрушку, флакон и легко сожмите их. Что вы почувствовали?
Д. из игрушки выходит воздух.
В. Значит в игрушке есть воздух?
Д. да.
В. А теперь, резко сожмите руками резиновую игрушку, флакон,
Что вы услышали?
Звук.
Как вы думаете, что это звучит?
Д. воздух, который был внутри предметов и вышел из них.
В. Сделаем вывод.
Вывод: воздух можно услышать.
Опыт №4- можно ли увидеть воздух?
В. Увидите ли вы воздух?
Д. Нет, воздух бесцветный или прозрачный,
В. Правильно, но если вы вдохните воздух через нос, и выдохните его через соломинку в воду. Что вы увидели?
Д. : Пузырьки.
В. А что это за пузырьки?
Д. Пузырьки воздуха.
В. : Что это значит?
Вывод: воздух можно увидеть в виде выдыхаемых пузырьков.
Опыт №5 – есть ли у воздуха запах?
В. пахнет ли воздух. Почему?
В. Вы замечали, что в разных местах пахнет по-разному.
В столовой, чем пахнет?
Д. едой.
В. в парикмахерской?
Д. шампунем, духами
В. в аптеке
Д. лекарствами
В. частицы пахучих веществ смешиваются с частичками воздуха и мы ощущаем разные запахи.
В. Давайте проверим это утверждение.
Перед вами две баночки
Откройте коробочку с синим кружком (пустая)
Что вы видите?
Д. Ничего.
В. - Понюхайте. Что вы чувствуете?
Д. Ничего.
В. Какой вывод мы сделаем?
Вывод: воздух не пахнет, он без запаха
В. А теперь откройте с красным.
Здесь вы что-то видите?
Д. нет.
В. Понюхайте!- Что вы чувствуете?
Д. ….
Вывод: в коробке пахнет тем, что мы в неё положили.
Опыт №6 - можем ли мы без воздуха?
Воспитатель: Вдохните много воздуха и задержите дыхание.
Можем ли мы долго обходиться без воздуха, не дышать? Что вам хотелось сделать?
Д. вдохнуть
В. Хорошо ли мы себя ощущаем, когда мы не дышим?
В. Какой вывод мы сделаем?
Вывод: люди без воздуха не могут, он необходим им для жизни.
В. : поэтому люди и говорят, о чем то важном и нужном «Нужен как воздух».
А теперь, пройдемте видеосалон нашей лаборатории. (садятся на стульчики)
Воспитатель: Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.
- Как вы думаете, отличается ли воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха за его пределами?
Д. отличается.
Воспитатель:Обратите внимание на слайд «Грязный воздух». Что мешает нам дышать в городе?
Дети: выхлопные газы из машин, дымящие трубы, черный дым, если жгут мусор…
Воспитатель: верно, взгляните сюда, над городом висит дымка. Её еще называют смог. Вот он –то и не дает нам дышать, люди чаще болеют.
.(презинтация «Чистый и грязный воздух»
Воспитатель: Как нам дышится в лесу, горах, на море? Почему?
Дети: там воздух чистый, лечебный, целебный …
В. Верно! Поэтому и привлекают людей эти места.
Воспитатель: что мы можем сделать, чтобы сохранить воздух чистым?
Дети: не жечь мусор, посадить дерево
Воспитатель:, доказали, что воздух везде, без него мы не можем прожить, его надо беречь
!
Воспитатель: Давайте все подпрыгнем, чтобы достать тучку. А достанет нам её Саша.
наше воздушное путешествие мы продолжим на…
Угадайте на чем (тучка с цифрой 3).
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке. (воздушный шар.) – (видеоролик)
Воспитатель : Это воздушный шар Давайте посмотрим кто придумал воздушный шар и как он работает?
(Показ мультфильма «Фиксики – Воздушный шар»)
Воспитатель: Но что же заставляет шар подниматься вверх?
Дети: Теплый воздух. Теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. (ставится еще одна карточка)
Воспитатель: А вы запомнили, кто придумал шар? Кто первым отправился в путешествие?
Дети: придумали братья Монгальфье, а первыми были: баран, петух и утка.
Воспитатель: А теперь вопрос для самых смышленых. Почему взрослые не любят, когда вы играете на полу.
Дети : Возле пола (внизу) всегда холоднее. Весь теплый воздух вверху.
Воспитатель: ну вот мы и совершили следующую посадку. Пока у нас есть время до следующего полета, давайте поиграем:
Физкультминутка "Вертолёт"
Круг мы сделаем большой,
Встанем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь – наклон вперед:
Получился …
Воспитатель:. А вот, что получилось, мы узнаем прочитав следующую загадку: (тучка 4)
Заворчу, зажурчу,
Лопастями заверчу,
В небеса улечу. (вертолет)
Мы продолжим наше путешествие на вертолете. Рассаживайтесь.
Вдруг раздается звук сирены.
Воспитатель: это сигнал опасности! Что – то случилось.
Воспитатель: ребята, вертолёт продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю
Пищит телефон.
Воспитатель: Ребята, это СМС, от пилота. Он сообщает, что случилось непредвиденное, неполадки в двигателе. Аварийная посадка. Что же делать?
Дети: ….
Воспитатель: на тучке последняя загадка-подсказка :
. Отрываем следующую тучку:(цифра 5)
Зонтик есть, весь белый-белый,
Он большой и очень смелый.
Он по воздуху летает,
С облаков людей спускает. (Парашют)
Воспитатель: Вот наше путешествие и закончилось. Но мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о воздухе. Вышли из сложной ситуации
Что мы узнали? (карточки)
Дети:
- о том, что воздух находится везде - вокруг нас,
- мы не можем жить без воздуха,
- он нужен нам для дыхания,
- он прозрачный, легкий, невидимый и т. д.
- теплый воздух легкий, а холодный – тяжелый.
- как работает воздушный шар и кто его придумал.
Воспитатель: что – нас никто не встречает, неужели наш друг не смог нас встретить?
(звучит веселая музыка и входит Клоун, у него в руках букет из цветов, сделанных из воздушных шариков)
Клоун: А вот и я. Наконец-то я вас дождался! Я наблюдал за вашим путешествием и рад, что вы так много узнали о воздухе. Я приглашаю вас на праздник мыльных пузырей и воздушных шаров. Все в моей коробке с подарками.
Дети берут коробку, а там мыльные пузыри и воздушные шарики, насос. Приглашают гостей принять участие в празднике: попускать мыльные пузыри и сделать фигурки из воздушных шаров.