Лидия Янаева
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Воздух и его свойства» на Республиканском семинаре Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, речевое развитие.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его влиянием на здоровье человека.
Задачи:
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по теме „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик, самодельные весы. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури.
Раздаточный материал. Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, соломинки, мелкие предметы: гвоздики, пуговицы.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова) :
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи.
Ребята, когда я шла в садик, мне в лицо дул такой приятный ветерок. А вы почувствовали прикосновение ветра на своём лице? Посмотрите, этот ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.) Что это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?
Дети. Это воздушный шарик. В нем спрятался воздух.
Воспитатель. Ребята, а шарик нам письмо принёс. Интересно, кто же нам её прислал? Наверное, какой-то сказочный герой. Давайте откроем её и прочтём.
«Ребята, на Луне, где я жил, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, нигде не нашёл. Помогите мне его найти».
Воспитатель. Дети, а вы догадались, кто прислал это письмо?
Дети. Это Лунтик.
Воспитатель. Ребята, нам надо помочь Лунтику. Вы согласны помочь? Где же мы найдём воздух, у меня его нет. Ребята, а вы видите воздух?
Дети. Нет.
Кузя утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию, станем лаборантами, будем проводить опыты (дети проходят к столу).
Воспитатель. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель:
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это
сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей). У меня есть фонарик. Ребята, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.
Вывод – Значит воздух невидимый, прозрачный. И он не имеет формы. Воздух принимает форму предмета, в котором находится.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали,
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили,
И на волю отпустили!
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель. Но мы можем обнаружить, почувствовать воздух, если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?
Вывод. Также воздух можно почувствовать, создав его движение.
2 опыт.
Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)
Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
3 опыт.
Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки)
Вывод. Значит, воздух есть и в воде.
4 опыт.
Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх.
Вывод. Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.
5опыт.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нам нужен воздух.
Воспитатель: Зачем нам нужен воздух?
Дети: Воздух нам нужен, чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Вывод: воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)
Опыт 6. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктельные трубочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?
Дети. Появляются пузырьки.
Вывод. Значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, каким бывает воздух? (тёплый и холодный)
Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
Воспитатель: Воздух при нагревании расширяется.
(Воспитатель ставит бутылку в таз со снегом.)
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Шар сдувается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Игра физкультминутка: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз. Что произойдет с воздухом, если его нагреть? Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).
Воспитатель. А теперь мы продолжим наше экспериментирование.
Игра «Узнай по запаху».
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Закройте глаза, зажмите рукой нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите, что это? Что - то удалось почувствовать? Почему?
Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?
(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)
Вывод: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.
Воспитатель: У меня в руках два шарика: надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить.
На самодельных весах, сделанной из дощечки, взвешивают надутый и сдутый шарики.
Воспитатель: Какой шарик тяжелее? (Надутый).
Вывод: Воздух имеет вес.
Воспитатель: Ребята, угадайте вы загадку.
Я березку качну, Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Это ветер.)
Воспитатель. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)
Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.) Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, где воздух чище : в городе, в деревне или в лесу? Почему в городе грязный воздух? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?
Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.
Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоискатели! Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :!
- Воздух окружает нас со всех сторон. - Воздух можно услышать. - Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. - Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. - Человек может жить без воздуха. - Ветер – это движение воздуха. - Воздух тяжелее воды. - Что воздух есть внутри людей.
Воспитатель. Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Давайте беречь воздух. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Воспитатель: А теперь хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем -
Капельки раздуем!
«Раздуй каплю» (рисование воздухом).
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в