Юлия Варакина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вторая младшая группа
Образовательная область «Познание»
Ознакомление с окружающим миром на тему : «Зимушка-зима»
Образовательная программа От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.
Предварительная работа с воспитанниками:
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зима“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;
- Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;
- Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами.
Дидактическое обеспечение занятия : музыкальное сопровождение из цикла «Времена года» Чайковского, декорация: сугробы, елочки в снегу, таз со снегом, предметные картинки.
Программное содержание.
закреплять знания детей о характерных признаках зимы; формировать понятие о свойстве снега; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; активизировать словарь детей по теме «Зима» (морозная, пушистая, колючая, снежная, суровая, волшебная, метель, снежная баба, узоры, «Одежда» (колготки, теплые носки, кофта, свитер, шарф, манишка, шапка, штаны, куртка, шуба, варежки, ботинки, валенки).
развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события.
воспитывать любовь к зимнему времени года.
Интеграция с другими областями:
1. Познание : уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.
2. Развитие речи: учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать активный словарь детей.
3. Физическое воспитание: развитие умений двигаться в соответствии со словами.
4. Социализация: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Планируемые результаты:
1. Сформированность знания детей о разнообразии свойств снега и воды.
2. Получение знаний о специфике зимних явлений.
3. Нацеленность на применение на практике правильного порядка одевания на прогулку зимой.
Структура занятия
Вводная часть – 1 мин (отгадывание загадки, вопросы)
Основная часть – 12 мин (беседа, рассматривание картин, дидактическая игра, физминутка, слушание худ. слова, наблюдение, экспериментирование)
Заключительная часть – 2 мин (вопросы)
Используемая литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Ход НОД
Вводная часть
Отгадывание загадки
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какую красивую снежинку я нашла у нас в группе, а на ней написана загадка:
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
( Ответы: зимой)
- Да, это бывает зимой. А какое время года у нас за окном? ( Ответы: зима)
- Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима? ( Ответы: на улице снег, холодно, мороз, нет листьев)
2. Основная часть
Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима? ( Ответы: холодная, пушистая, колючая, снежная, белая, суровая, волшебная)
- Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.
( Первая картинка: падает снег)
- Посмотрите, какая красивая картина!
Как обычно в январе
Много снега во дворе,
Но беда невелика –
Слепим мы снеговика!
- Ребята, какой бывает снег? ( Ответы: белый, холодный, пушистый, блестящий, серебристый, мягкий).
- А когда много снега падает с неба, как это называется?
( Ответы: Снегопад).
- А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется? ( Ответы: вьюга, метель, буран). Попробуйте изобразить звук вьюги (дети тянут звук «у»)
- Из чего состоит снег ( Ответы: из снежинок).
(Вторая картинка : зимняя дорога, поле).
- Дети, посмотрите, где лежит снег ( Ответы: снег лежит на дорогах, на полях).
( Третья картинка: дом в снегу).
- На чем еще лежит снег ( Ответы: снег лежит на крыше).
- На что похож снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. ( Ответы: на полотно, ковер, одеяло, шапку и т. д.)
( Четвертая картинка: лес, снег лежит на деревьях).
- Посмотрите, где еще лежит снег? ( Ответы: на деревьях).
- Да, как много снега на деревьях. Для чего снег на деревьях и под деревьями? ( Ответы: чтобы деревья не замерзли).
- А как вы думаете, чем хорошо, когда зима? ( Ответы: много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу).
- А из за чего можно сказать, что зима – это плохо? ( Ответы: зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять).
- Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? ( Ответы: Да)
- А что надо обязательно сделать перед прогулкой? ( Ответы: тепло одеться).
Дидактическая игра «Дети одеваются»
Цель: расширять и уточнять знания детей о различных предметах одежды; активизировать словарь детей по теме «Одежда».
Дети делятся на команды девочек и мальчиков. Из разложенных на столе картинок с изображением предметов одежды девочки выбирают только изображение той одежды, которую надевают на улицу девочки и на магнитной доске выставляют ее в определенной последовательности, а мальчики соответственно выбирают одежду для мальчиков.
- Ребята, как называются предметы одежды, которые вы выбрали? (колготки, теплые носки, кофта, свитер, шарф, манишка, шапка, штаны, куртка, шуба, варежки, ботинки, валенки).
- Мальчики, какие лишние вещи добавили девочки? (шорты, юбку). Когда эти вещи надевают на улицу? (летом)
- Девочки, посмотрите, есть ли на доске мальчиков ненужные предметы? (все правильно)
Физминутка
Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)
- Скажите мне, ребята, а как же мы можем быстро добраться до леса? ( Ответы: доехать, долететь)
- А на чем мы можем доехать, если в лес автобус и троллейбус не едет? ( Ответы: на санках, ледянках, на лыжах)
- Точно! Давайте поедем в зимний лес на лыжах (Дети и воспитатель имитируют катание на лыжах).
- Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? ( Ответы: туча).
- А как вы думаете, что может посыпаться из этой тучи зимой? ( Ответы: снег).
Воспитатель тянет за веревочку, падают снежинки.
- Что это такое красивое падает на нас, ловите скорее. Возьмите в руку и скажите, что это? ( Ответы: снежинки).
- Рассмотрите их, какие они? ( Ответы: белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые).
- А попробуйте подкинуть снежинки вверх и поймать их, какие они? ( Ответы: легкие, тяжелые). Маше говорит, что ей попалась тяжелая снежинка, наверно, она самая большая. Андрюша, а где твоя снежинка? (улетела под стол, я не поймал) видимо, твоя снежинка оказалась самой легкой, и она улетела.
- Дети, а что снежинки умеют делать? ( Ответы: летать, кружиться, падать, таять).
- Посмотрите, как много снега намело под нашу елочку!
(Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети трогают снег ладошкой).
- Расскажите, какой снег? ( Ответы: белый, легкий, мягкий, холодный, пушистый).
- А теперь возьмите немного снега в ладошки. Послушайте, какое красивое четверостишие я знаю о снежинках.
Плавно снежинка спустилась в ладонь,
Шепчет тихонько: «Меня ты не тронь.
Дунь осторожно, и я улечу —
К синему небу подняться хочу»
- Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?
( Ответы: растаял и превратился в воду).
- Почему снег стал водой? ( Ответы: руки теплые, горячие).
- Наша ладошка теплая, поэтому снег постепенно тает. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.
- Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться.
3. Заключительная часть
- О каком времени года мы с вами сегодня говорили? (о зиме)
- Какая зима? (холодная, морозная, снежная, красивая, белая, ледяная, веселая)
- В какие игры и развлечения можно играть зимой? (играть в снежки, кататься с горки, на санках, лыжах, коньках, лепить снежные фигуры)
- Как правильно одеваться зимой? (надо надевать теплые вещи, теплые штаны, носки, куртки, шарфы, шапки, варежки, сапоги или валенки)
- Что вы хотите рассказать своим родителям о нашем путешествии? (как нашли снежинки, подбирали зимнюю одежду для улицы, делали упражнения как будто вязали шапку, трогали снег руками, узнали, что снег в руках тает).