ВАРЕНОВА МАРИНА
Конспект занятия в технологии «Ситуация» для детей старшей и подготовительной групп «Путешествие в мир зеркала»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления о строении знакомых предметов (зеркало) через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления зеркала;
-углублять представления о качествах и свойствах поверхности предметов и объектов природы;
-привлекать к проведению простейших экспериментов.
Развивающие:
- развивать познавательно – исследовательский интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать координацию движений, мелкую моторику рук, творческие способности;
Публикация «Конспект занятия в технологии „Ситуация“ для детей старшей и подготовительной групп „Путешествие в мир зеркала“» размещена в разделах
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
-вызывать положительный эмоциональный настрой, умение сопереживать, желание помочь.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями «Здравствуйте» и улыбнёмся им. А теперь поделитесь со мной своим хорошим настроением. Вот, вижу я ваши улыбки:
Один, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя:
Громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо:
Внимательно слушать,
На вопросы отвечать
И друг другу помогать.
Сюрпризный момент.
-Ребята, посмотрите, какой у нас красивый сундучок. Давайте заглянем в него… Ой, не открывается.
Может попробуем вместе его открыть и узнаем что же там находится? Ну а чтоб его открыть надо отгадать загадку
На стене висит картина.
И чего там только нет:
И шкафа половина,
И дедушкин буфет.
И даже телевизор
В картине засверкал,
Шагал кот по карнизу –
В картину ту попал.
Воспитатель. Что же это за картина такая? (ответы детей)
Правильно ребята, это- зеркало. Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показывает ребятам).
А кто знает для чего нужно зеркало?
- А что будет если исчезнут зеркала? (размышления детей)
- Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? (ответы детей)
- Ребята, а вы бы хотели узнать, когда и как появились зеркала? (да)
Правильно, зеркало – очень нужная вещь, но оно появилось не сразу. И вот историю его изобретения мы сегодня и узнаем.
- А, вы хотите отправиться в прошлое и узнать от куда к нам пришли зеркала? (да)
- Тогда возьмите друг друга за руки, закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:
Раз, два, три, четыре,
Пять, можем все мы помечтать.
Хочешь в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажи: "Раз, два, три,
Быть, по-моему, вели!"(звучит "таинственная" музыка)
Слайд с изображением пещерного человека и его отражение в луже
- Вот мы с вами и оказались в далеком прошлом (на экране слайд).
- Вы видите зеркала? Вокруг нет ни одного зеркала.
- Как же люди видели своё отражение? Где? (рассуждения детей)
- Действительно, давным–давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там своё отражение. Поэтому самым первым зеркалом в истории человечества была обычная лужа, в которой люди могли видеть свое отражение. Где еще можно увидеть свое отражение в воде? (река, озеро, пруд)
Вот я и предлагаю вам сейчас это проверить.
Опыт №1 «Найди своё отражение»
- Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста к столам. (дети проходят к столам, где стоят ёмкости с водой и лежат листы цветного картона)
- Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите своё отражение? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (ответы детей)
- Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть своё отражение? (предположения детей)
- Проверьте свои предположения.
Опытным путем приходим к выводу : чтобы увидеть своё отражение,
дно должно быть темным.
- А как вы думаете, такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (ответы детей)
- Подуйте на воду, что происходит с отражением? (выводы детей)
- Действительно такое зеркало не очень удобно безветренная погода бывает не всегда и с собой его не возьмешь.
- Поэтому человек продолжил свои поиски. А как вы думаете, что же он придумал? (ответы детей)
- Чтобы это узнать нам надо с вами оказаться в другом времени. Хотите побывать в другом времени? (ответы детей).
Тогда продолжим наше путешествие, но сначала я предлагаю вам немного размяться. и поиграть.
Динамическая игра.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья.
Раз, два, три –
И снова повтори.
(под музыку воспитатель показывает движенья, дети их отображают)
Молодцы!
Ну чтож, давайте отправимся дальше.
Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:
Раз, два, три, четыре,
Пять, можем все мы помечтать.
Хочешь в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажи: "Раз, два, три,
Быть по-моему вели!"(звучит "таинственная" музыка)
На экране слайд времена отполированных предметов
- Посмотрите, мы с вами попали во времена, когда люди научились добывать руду и делать металлические предметы. Давайте с вами найдем металлические предметы в группе в которых мы можем видеть свое отражение.
Игра «Найди металлический предмет и заметь своё отражение» (дети находят металлические предметы в группе : кастрюля, чайник, ложка, половник)
- В каких металлических предметах лучше видно ваше отражение? (в блестящих, гладких, отполированных)
- А как можно сделать предметы гладкими и блестящими? (ответы детей)
- Правильно, предмет надо натереть или правильнее сказать отполировать. Что значит «отполировать»? (сделать предмет гладким, блестящим)
- Совершенно верно. Люди брали кусок металла и долго-долго терли его мягкой тряпкой – полировали его.
Долго человек металл полировал,
Сам себя там увидал.
И предмет он, зеркалом назвал.
- Ребята, как вы думаете, легко ли было делать какие зеркала? (ответы детей)
- А хотите мы с вами попробуем из металлических пластин сделать зеркало? (ответы детей)
Опыт №2 «Полируем металл»
Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть своё отражение и приходят к выводу: что это сделать очень трудно.
- Вот видите, ребята, какая это трудоёмкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайд вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)
- Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Зеркало».
Учитель, стоя лицом к классу, выполняет различные упражнения, а дети выполняют их зеркально наоборот.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
- Но и простым людям тоже хотелось иметь зеркала. И тогда человек стал думать дальше. И что же он придумал? (размышления детей)
- Чтобы это узнать нам надо с вами оказаться в другом времени. Продолжим наше путешествие? (ответы детей)
- Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:
Раз, два, три, четыре,
Пять, можем все мы помечтать.
Хочешь в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажи: "Раз, два, три,
Быть по-моему вели!"(звучит "таинственная" музыка)
На экране слайд со старинными зеркалами.
- Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей)
- Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей)
- Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики, и сейчас мы попробуем сделать зеркало.
Опыт №3 «Изготовление зеркала»
- Аккуратно возьмите стекло, т. к. стекло вещь хрупкая, легко бьющаяся.
- Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Осколки разбившегося стекла вас могут поранить, попасть в глаза. поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно.
- Посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Правильно, стекло прозрачное. А что надо сделать чтобы увидеть своё отражение? Вспоминайте опыт с водой (размышления детей)
(наложить что, нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность)
- После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это ещё не зеркало. Отражение даёт тонкий слой серебра, который наносят на одну из сторон стекла. А стекло предохраняет его от царапин и повреждений.
- Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой метала, наложим фольгу на одну сторону стекла и закрепим. У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а, чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (показываю зеркала в разных рамках).
- Вот мы и сделали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала? (ответы детей)
Воспитатель собирает детей около себя.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.
Мы три раза хлопнем: 1, 2, 3.
Мы три раза топнем: 1, 2, 3.
Обернемся раз, два, три,
В детский сад скорей беги!
- Вот мы оказались снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
- Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?
- Что понравилось больше всего?
- Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом?
- Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов.