Наталья Радостева
Конспект занятия по формированию ЗКР в старшей логопедической группе «В гостях у звездочета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группе по звуковой культуре речи
Тема: в гостях у звездочета.
Задачи: учить правильно произносить и различать звуки[з, зь], образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, делить слова на слоги, познакомить с понятием ударение, упражнять в звуко-буквенном анализе слов, развивать диалогическую речь, умение фантазировать, сочинять, воспитывать гуманизм, взаимовыручку.
Публикация «Конспект занятия по формированию ЗКР в старшей логопедической группе „В гостях у звездочета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Оборудование: набор игрушек (кукла Зоя, зайчик, змея, звездочет); предметные картинки на звуки [з,зь], замок, счетные палочки, прописи, корзинка, домик-музей, картина с изографами.
Ход занятия.
I. Организационный момент (заучивание стихотворения)
Это Зоя, это – зайка.
Зоя зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
- Кто запомнил стихотворение? Повторите.
- Какой звук повторяется в словах? (звук з)
-Я сегодня хочу познакомить вас со звуком [з]. Для этого давайте определим, какой это звук. Расскажите, что происходит с губами и языком, когда произносим звук [з]? У звука [з] есть преграда, значит он согласный, твердый, звонкий, обозначим его синим цветом. А еще у звука есть младший брат звук [зь]. Помогите мне определить какой звук [зь]. (согласный, мягкий, звонкий, обозначим зеленым цветом).
II. Произношение звука з и выделение его на слух.
Выделение звука на слух из слогов и слов.
-Поиграем с этим звуком. Если вы услышите звук [з] – хлопайте в ладоши: -за, са, жа, ас, аза, ысы, узу, ажо ит. д. жук, суп, сук, зуб, зал, козы, этажерка, ножик, забор ит. д.
-Помогите мне закончить чистоговорки:
Зы-зы-зы, мягка шерстка у … (козы) Зе-зе-зе, дадим сена мы … (козе) За-за-за, прилетела … (стрекоза)
-Вы подсказали мне слоги или слова? (слова)
III. Игры и игровые упражнения по пути к звездочету.
- Этот зайка не простой, он волшебный и живой. И живет он в замке у звездочета. А вы знаете кто такой звездочет? Как вы его себе представляете? (рассуждения детей). Хотите побывать у звездочета в гостях?
Логопед предлагает обратиться ласково к зайчику, и он покажет дорогу к звездочету. Дети называют зайчика ласковыми словами: заинька, зайчик, заюшка, зайчонок, зайчишка. Зайчик говорит, что нужно произнести волшебные слова: са-за-ца, цы-сы-зы, зу-зну-цу, сы-зы-цы.
Вот мы и дошли до замка звездочета. Смотрите з`амок охраняет огромная змея. Она нас не пропустит, если мы не угостим змею, чем ни будь на звук [з]. Ой, Зайчик - он на звук [з]. Если мы его отдадим на съедение змее, то она нас пропустит? (предложения детей).
- Предлагаю положить в корзинку много слов со звуком [з] (вместо предметов картинки). Чтобы слов было очень много и мы успели пройти, делите слова на слоги (зи-ма, ро-за).
IV. Встреча со звездочетом. Ударение. Дифференциация звуков [з-зь].
Появляется игрушка Звездочет. – Здравствуйте дети, а что вы знаете о небе, о солнце, о планетах? - Кто ты по знаку зодиака? – О чем мечтаешь? (ответы детей, беседа со звездочетом).
- только Звездочет исчез, з`амок сразу превратился в зам`ок.
- Почему это случилось? Анализ слов з`амок, зам`ок. Слова написаны совершенно одинаково, а звучат по разному? Постановка ударения. В слове всегда один слог произносится с большей силой и длительностью в голосе. (т. е. более громко и протяжно) Над гласной буквой в этом слоге рисуют короткую наклонную черточку. Она подсказывает, какой слог в этом слове ударный. Этот слог называется ударным. Это особенно важно для тех слов, которые пишутся одинаково, а читаются по-разному. (гвозд`ики – гв`оздики, пирог`и – пир`оги). Чтобы правильно поставить ударение нужно слово «позвать». Попробуем? (зима, зубы, забор, звезда). А что случится со словами, если ставить ударение не правильно? Давайте попробуем.
Наш замок превратился в замок. А замок висит, на каком то домике. Ой, тут, что то написано. Прочитаем. МУЗЕЙ. В музее находятся картины со звуками [з - зь]. На синей стене висели картины со звуком [з], на зеленой стене со звуком [зь]. В музее был ремонт и все картины переместились. Предлагаю правильно повесить картины на синюю и зеленную стены.
V. Знакомство с буквой З.
- Здесь ребята есть еще одна картина. На картине много предметов в названии которых есть звуки[з и зь]). Найдем эти названия. Внимательно посмотрите, на картине есть еще и буква. Это буква З. На эту букву посмотри она совсем как цифра три. (прописывание буквы в воздухе, печатанье буквы в прописях, выкладывание из палочек).
VI. Итог.
Какие два звука играли сегодня с нами? Что вы узнали про ударение?