Оксана Марчук
Конспект занятия в старшей группе «Экологическая катастрофа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологическая катастрофа».
Цель: создать условия для познавательного развития детей старшей группы.
Задачи:
• Образовательные задачи: создать условия для знакомства детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух). Формировать представления детей о профессии «эколог», с назначением фильтра.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Экологическая катастрофа“» размещена в разделах
• Развивающая задача: развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность – рассуждать, аргументировать суждения, способствовать совершенствованию уровня практических навыков, умение экспериментировать
• Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.
Оборудование:
слайды с изображением природы, экологических катастроф, слайды с изображением экологов, пиктограммы;
таблица-схема ориентир «Правила поведения в лаборатории»;
ноутбук, проектор, беспроводная компьютерная мышка;
наборы для экспериментирования: модель почвы, модель фильтра, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, чернила, пипетки, емкость с чистой водой;
пластиковые контейнеры (красный, желтый, зеленый).
Список литературы и Интернет-ресурсов:
•https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/05/27/ekologicheskaya-katastrofa
•https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yekologi-dlja-starshei-grupy-detskogo-sada-deti-chistoi-planety.html
Целесообразность применения средств ИКТ в образовательном процессе детского сада имеет много преимуществ:
• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
• позволило увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• использование мультимедийных презентаций обеспечило наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни.
• занятия с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.
• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
Содержание ОД. :
Обратить внимание детей на фотографии красивых пейзажей. (1слайд) Эмоционально переключиться на ноутбук: представляете, по новостям в интернете передают, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились на землю, и пострадала природа: фотографии катастрофы. (2слайд)
В: а кто может помочь природе в этой беде?
Д: человек, мы.
В: да, даже есть такая профессия, знаете, как она называется? — эколог. (3 слайд) А чем они занимаются? (варианты детей). В: экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. У экологов есть специальная научная техника, оборудование, профессиональный транспорт, спец. одежда. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
Д: экологи — люди, которые помогают природе.
В: всё верно.
В: ребята, у нас есть возможность самим убедиться, насколько хрупка окружающая среда. Как легко ей навредить, и как сложно всё исправить. Хотите стать юными экологами? (4 слайд)
Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории (ориентир на таблицы-схемы) : -быть осторожными в обращении с лабораторным оборудованием;
-не мешать друг другу, работать тихо;
-приступать к выполнению опыта только после объяснения и разрешения;
-после завершения работы вытирать руки салфеткой.
Опыт №1.
Вы, знаете правила поведения в лаборатории. Молодцы. Теперь мы можем приступить к выполнению опытов.
Ув. коллеги, занимайте места за столами. В: перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок - это внутренний слой почвы, сверху я положила губку - это верхний слой почвы. Один край контейнера поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Наберите в пипетку чернила и капните на губку. Что вы видите? Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? А представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество.
В: вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (полить губку из лейки).
В: очистилась почва?
Д: нет, пятно осталось.
В: пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета?
Д: темного.
В: почему она такая?
Д: в ней растворилось ядовитое вещество.
В: попробуйте шприцем откачать воду.
И снова пошел дождь.
Что мы видим?
Д: осталось пятно, но не такое темное.
В: откачать воду шприцом. А что с водой?
Д: она такая же темная.
В: а ведь уже второй раз прошел дождь. Представьте себе, сколько должно пройти дождей, что бы окончательно смыть пятно…
У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть.
Ув. экологи, какой вывод можно сделать из этого опыта? Выводы детей: окружающая среда очень хрупка, ей легко навредить; природа нуждается в нашей помощи, защите. В: юные экологи, а у вас есть идеи как отчищать воду, почву, воздух от опасных веществ?
Д: варианты детей. (с помощью фильтров).
В: хороший вариант. (5 слайд) А, как работают фильтры? (отв. детей). В: давайте посмотрим на модель фильтра и проверим его функцию. Что нужно сделать, чтобы отчистить воду? (варианты детей).
Опыт № 2:
В пустой стакан с фильтром дети переливают воду с мусором. В: что вы видите?
Д: мусор остался на фильтре, а вода отчистилась.
Перед вами простые фильтры, сделаны своими руками, но даже они показали эффективность этого способа. Показ слайда «Фильтры». Фильтры могут быть разнообразны и по внешнему виду, и по назначению. Но за функция у них одна-фильтровать (очищать.)
Вывод: отходы предприятий, приносят вред окружающей природе, нашему здоровью. Ситуацию необходимо исправлять, например, с помощью фильтров.
В: этими вопросами занимаются профессионалы - экологи. А мы -жители города, вы – дети, что можем сделать, чтобы в нашем городе было чисто? (варианты детей)
Д: не разбрасывать мусор…. В: всё верно. Мусор можно поделить на 3 категории: самый опасный (стекло, пластмасс, резина, полиэтиленовые пакеты, менее опасный (деревянные, бумажные предметы, безопасный (пищевые отходы). (6 слайд)
Игра: «Собери мусор».
( воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).
Д: в красный ящик собирают - самый опасный мусор, в желтый -менее опасный мусор, в зеленый - безопасный мусор. Дети распределяют мусор ориентируясь на слайды со схемами.
Вывод: в природе нет мусора, нет отходов,
Давайте друзья учиться у природы.
В: а куда мы выбрасываем бытовой мусор?
Д: в мусорный бак.
В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?
Д: в урну.
В: вы всегда так поступаете? (ответы детей).
Окружающая среда очень