Мариам Хастян
Конспект занятия в старшей группе «Ветка калины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь детям осознать ритм как изобразительно выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закреплять прием вливания одного цвета у другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Материал. Альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, дополнительный лист, размер 1/2 А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка, фартук, гроздь калины - натура или фотоиллюстрация.
Предварительная работа: наблюдение за калиной во время прогулок.
Ход занятия
1. Организационная часть
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Ветка калины“» размещена в разделах
Воспитатель. Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелётные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.
стихотворение
Калина, калина – ягода поздняя.
Как же горька ты, и как хороша!
Алое, яркое чудо морозное,
Зимнее лакомство ем, не спеша.
Воспитатель. Осень - не пройдет калину, прибережет для нее прекрасные краски. И стоит щеголиха в желтой одежде. Ярко-красные кисти прячутся в плетении багряно-золотой листвы, словно стыдятся своей красоты.
Даже зима не осмелится сорвать это замечательное ожерелье,
осторожно притрусит его пушистым снежком, и станет оно вкусным и целебным. Так и стоит калина, гостеприимно угощает ягодками птичек и прохожих.
Загадка
Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? -. (калина)
Птицы стаей садятся и склевывают ягоды. А хорошие хозяйки время даром не теряют: из калины варят варенье, делают лекарственные настои, замораживают, сушат, которые спасают от ряда недугов. Детям ягоды калинки тоже нравятся, они любят их срывать с веточек и кушать.
Физкультминутка
На холме стоит калинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но калинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На калинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
2. Практическая часть
Воспитатель предлагает детям рассмотреть ветку калины и украсить группу красивыми панно с ее изображением.
Воспитатель. Панно у нас с вами будет черного цвета, чтобы подчеркнуть яркие краски ягод и разноцветных листиков. Ягоды у калины подчеркнуть яркими собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды- кружочки. Они практически одного размера, как сестры - близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно исправиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у калины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.
Воспитатель. Листья калины трехлопастные, округлой формы, изредка пятилопастные, расположены супротивно. Основание листовой пластинки округлое или сердцевидное. От черешка отходят три жилки, которые разветвляются в лопасти. Края листа крупнозубчатые, иногда цельнокрайные. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ни приглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся самым маленьким пальчиком на нашей руке - мизинчиком, его боковой стороной. Но теперь пальчик не будем окунать в краску, а используем кисточку. Наберите краску любого яркого цвета на кисть и покрасьте боковую сторону мизинца, а затем прислоните пальчик окрашенной стороной к поверхности бумажного листа. У вас получился отпечаток листочка. Чтобы листики получились многоцветными, на боковую сторону пальчика можно наложить 2-3 цвета гуаши, при примакивании краски вольются одна в другую, и вы получите листочки с пестрой окраской.
В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.
Пальчиковая гимнастика: «Разотру ладошки сильно…».
Разотру ладошки сильно,
(растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)
Руки я затем помою (потереть руки)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в "замок")
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(пальцы расцепить и перебирать ими)
3. Итог занятия
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и калинка повеселела, теперь ей не страшны никакие морозы и злые ветра.