Раиса Муковнина
Конспект занятия в старшей группе «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий способствующих развитию духовно-нравственных ценностей у детей через русскую народную культуру.
Задачи:
Образовательные:
способствовать расширению знаний о русском устном народном творчестве: песнях, пословицах и поговорках, потешках, загадках;
помочь детям в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
формировать у детей диалогическую форму речи;
стимулировать речевую активность детей, умение активно включаться в коллективную игру.
Развивающие:
развивать нравственные чувства в процессе ознакомления с устным народным творчеством русского народа;
развивать творческие способности детей в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально-игровой, изобразительной);
развивать ассоциативное и образное мышление; устойчивое внимание; слуховую, зрительную, тактильную память детей;
развивать у детей общую моторику.
Воспитывающие:
формировать у детей понятие праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время;
воспитывать в детях доброту, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие;
воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
привлечь внимание родителей к творческой детей, побудить желание к совместной деятельности.
Методы и приёмы:
Демонстрация, показ, рассказывание, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, метод практических работ, метод игры.
Оборудование и материалы:
Русские народные костюмы: дети, бабушка, дедушка, хозяйка, Тит, Ульяна; родители, бабушки и дедушки приходят на посиделки с изделиями, выполненными собственными руками. Это может быть угощение: блинчики, оладьи, пирожки, пельмени и т. п., предметы украшения кухни (прихватки, полотенца, скатерти) или комнаты (одеяло, наволочка); игрушки (деревянные, глиняные, соломенные куклы, свистульки) и т. п. По предварительной договорённости взрослые могут принести материалы для ручного труда, чтобы затем продемонстрировать свои умения.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое труд?»;
Наблюдение за трудом взрослых;
Рассматривание трудовой деятельности взрослых на иллюстрациях и картинках в книжках;
Отгадывание загадок;
Чтение потешек, песенок, пословиц, рассказов о труде: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Откуда хлеб берётся» К. Ушинский «Дети в роще»;
Рисование на тему «Труд».
Ход занятия
Хозяйка. Народ собирается – посиделки начинаются.
Встречает и усаживает гостей – родителей, бабушек и дедушек. Под русскую народную мелодию «Пойду ль, выйду ль я» входят дети. Один из мальчиков располагается (полулёжа) на полу с большой ложкой в руке.
Выходят трое детей и по очереди говорят слова:
1-й ребёнок. Не колода, не пень, а лежит целый день!
2-й ребёнок. Вот лодырь!
3-й ребёнок. Тит, а Тит, иди молотить!
Тит. Живот болит…
2-й ребёнок. Тит, иди кашу есть!
Тит. Где моя большая ложка? (ищет ложку, находит за спиной и идёт есть кашу)
Дети. Хочешь есть калачи, не сиди на печи! (Кланяются)
Ведущий. Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда!» Или так: «Люди – жать, а ты – на солнышке лежать!»
Дети поют песню «Люди работают – я отдыхаю….».
Выходят тое детей и девочка «Ульяна» (ложится набок на ковёр).
1-й ребёнок. Проснулась Ульяна не поздно, не рано!
2-й ребёнок. Люди косить, а она – голову мочить!
3-й ребёнок. Люди – жать, а она – на меже лежать!
1-й ребёнок. Люди – молотить, а она – пыль ворошить!
2-й ребёнок. А обедать пойдут –
Все вместе. – она тут как тут! («Ульяна» встаёт между детьми)
Ведущий. Дети всегда были хорошими помощниками, взрослые с любовью говорили про них – «маленький да удаленький», а вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении?
(Дети говорят пословицы)
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда!
- Долог день до вечера, коли делать нечего!
- Судят не по словам, а по делам!
- Терпение и труд – всё перетрут!
- Была бы охота – будет ладиться работа!
- Умелые руки не знают скуки!
- Землю красит солнце, а человека – труд!
- Есть терпенье – будет и уменье!
Выходят двое детей. Девочка садится за стол и шьёт сарафан, а мальчик садится на скамейку и топориком обтёсывает колышки.
Девочка.
Иголка, иголка, ты тонка и колка.
Не коли мне пальчик, шей сарафанчик!
Мальчик.
Я на камушке сижу, да топор в руке держу.
Я всё колышки тешу, огород свой горожу, да капустку посажу,
Сажу беленькую да кочаненькую!
Ведущий. А чтобы работа была радостной и дружной, пели песни.
(Песня «Ой, вставала я ранёшенько», русская народная мелодия)
Ведущий. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».
Бабушка (или дедушка). А ещё говорили: «От скуки бери дело в руки».
Взрослые по очереди показывают и рассказывают о своих работах. В конце выкладывается угощение и предлагается все чай. Пока хозяйка с помощниками накрывает на стол, одна из мам проводит конкурс загадок между взрослыми и детьми.
Посиделки заканчиваются общим чаепитием.