Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Уроки художника Маляваныча. Автопортрет» к Международному Дню художника
Конспект занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» в старшей группе «Уроки художника Маляваныча. Автопортрет» к Международному дню художника
Задачи: закрепить представление о жанре живописи – портрете, формировать у детей умение передавать в рисунке особенности лица (пропорции, настроение, индивидуальность образа, рисовать, используя вариативные способы отображения, совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения оттенков для передачи образа). Содействовать развитию художественных и творческих способностей детей. Воспитывать ценностное отношение к искусству, желание познавать и понимать особенности художественных образов различных видов искусств.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Уроки художника Маляваныча, Автопортрет“ к Международному Дню художника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Материал: элементы костюма художника (рубаха, брюки, соломенная шляпа, пояс, презентация «Что такое портрет?», презентация к дидактической игре «Назови вид портрета» корзинка художника с принадлежностями для рисования,
кисти разного размера, акварельные краски, вода, листы бумаги формата А-4, трафареты,
зеркала, простые карандаши.
Начало занятия:
1. Сюрпризный момент «Приходит художник Маляваныч»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, мотивировать на предстоящую деятельность.
Воспитатель в костюме художника Маляваныча входит в группу.
Маляваныч: Добрый день, друзья. Я художник. Меня зовут Маляваныч.
2. Игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
Цель: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят врассыпную и выполняют движения:
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг! (машут то одной, то другой рукой друзьям)
Становись скорее в круг! (встают в круг)
Свою руку другу дай, (берутся за руки)
Хоровод наш начинай. (идут по кругу)
А теперь остановились, (останавливаются)
Руки наши расцепились. (опускают руки)
Все бегом, не отставайте,
Себе пары выбирайте! (встают парами)
Ход занятия:
Маляваныч приносит свою чудесную корзину.
Маляваныч: Сегодня я научу вас рисовать свой портрет.
1. Проблемный вопрос «Что в чудесной корзинке?»
Цель: совершенствовать умения рассуждать, делать предположения, развивать диалогическую речь.
Маляваныч: Как вы думаете, что у меня в чудесной корзинке? (предположения детей)
2. Загадки Маляваныча
Цель: закрепить умение выделять существенные признаки объекта, опираясь на личный опыт детей.
Маляваныч: Чтобы узнать, что в чудесно корзинке, надо отгадать загадку:
Он на солнышке сверкает,
Зайцев солнечных пускает.
Коль в него ты заглянёшь,
То себя ты там найдёшь. (зеркало)
Маляваныч раздает ребятам зеркала.
3. Игра-загадка «Посмотри в зеркало и отгадай»
Цель: закрепить умение выделять существенные признаки объекта.
Маляваныч: Сейчас я буду загадывать новые загадки, а зеркало поможет вам их отгадать. Надо только заглянуть в него.
Вы попробуйте, ребятки,
Отгадать мои загадки!
Никто ответ вам не подскажет.
Зеркало его покажет.
- На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может. (нос)
- Есть у нас два брата,
Без них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё они слышат, но всегда молчат. (уши)
- Брат с братом
Всю жизнь живут рядом.
Видят кругом целый свет,
А друг друга нет. (глаза)
Маляваныч выставляет отгадки на мольберт.
- Их на голове у нас не сеют, не сажают,
Они сами у нас вырастают. (волосы)
- Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратиться.
Грусть тоска её боится. (улыбка)
Маляваныч выставляет отгадки на мольберт.
4. Рассматривание содержимого корзинки
Цель: мотивировать на предстоящую деятельность.
Дети вместе с Маляванычем рассматривают содержимое посылки (кисти, краски, палитра).
Маляваныч: С помощью этих предметов мы будите рисовать свой автопортрет.
5. Рассказ художника «Что такое портрет?» в сопровождении презентации
Цель: развивать эмоционально позитивное отношение к живописи, закрепить представление о жанре живописи – портрете.
Слайд 2
Маляваныч: Раньше, когда не было фотоаппаратов, художники рисовали портреты людей красками на холсте.
Слайд 3
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
Слайд 4
Портрет - жанр изобразительного искусства, главным объектом изображения которого является человек.
Слайд 5
Портрет один из самых распространенных жанров изобразительного искусства, который имеет много разновидностей.
Слайд 6
Вот один из самых известных портретов в мире «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Слайды 7 -
Автопортрет – это разновидность портрета. Художник передает в рисунке черты своего лица, он смотрит в зеркало и рисует себя. На портрете мы с вами ведем голову и часть туловища (плечи). Это автопортрет художника Поля Гогена.
6. Дидактическая игра «Назови вид портрета» (в сопровождении презентации)
Цель: закрепить представления о разновидностях портрета.
Слайды 8 - 17
Маляваныч демонстрирует слайды, а дети называют их разновидности (женский, мужской, детский, групповой).
7. Физкультминутка «Отдохнем сейчас, дружок!»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Маляваныч: Давайте немного отдохнем.
Дети выходят на ковер и выполняют движения по тексту:
Отдохнем сейчас, дружок! (шагают на месте)
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (поднимают руки вверх, потягивание)
Мы попрыгаем немножко (прыгают на месте)
И пройдемся по дорожке. (шагают на месте)
За столы садимся дружно –
Рисовать теперь нам нужно! (идут за столы и садятся)
8. Упражнение «Рисуем лицо при помощи пальца»
Цель: закрепить особенности строения лица.
Маляваныч: Сейчас я вас научу рисовать лицо. Мы нарисуем его с помощью наших пальцев. Какой формы голова? (ответы детей) Обведите пальцами голову (дети обводят). Ладонями ограничьте лицо (дети ограничивают ладонями свое лицо, найдите глаза, их расположение. Что находится над глазами? (брови) обведите глаза, подбородок. Между глазами и подбородком находится кончик носа. Где находится нос? (посередине) Что находится посередине, между кончиком носа и подбородком? (рот, губы) Обведите их. Голова переходит в шею. Обведите пальцем контур головы и шею.
Маляваныч: Мы с вами нарисовали голову.
9. Объяснение приемов работы, поэтапное изображение автопортрета с помощью трафарета.
Цель: формировать навыки изображения лица человека, передавая его особенности.
Маляваныч обращает внимание детей на то, что у каждого человека свой цвет волос, лица, глаз, своя прическа.
Чтобы приступить к работе мы с вами немножко разомнём наши пальчики:
10. Пальчиковая игра «Чтоб красиво рисовать»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Маляваныч: Прежде чем приступить к рисованию автопортрета, предлагаю подготовить ваши руки.
Дети ставят локти на стол и выполняют движения:
Чтоб красиво рисовать – (сжимают и разжимают пальцы)
Надо с пальцами играть. (сжимают пальцы в кулаки)
Вот – большой, вот этот – средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинчик-малышок. (разжимают пальцы по очереди)
У-у-у-указательный забыли. (все пальцы сжаты, только указательный)
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже, (качают указательными пальцами рук влево-вправо)
Ушки зайки не забудем, (соединяют указательные пальцы и двигают ими вперед)
Пальчиком водить мы будем.
Чтоб красиво рисовать, (водят указательным пальце одной руки по ладони другой)
Надо с пальцами играть! (хлопают в ладоши)
11. Продуктивная деятельность детей.
Дети рисуют.
Представляют свои автопортреты.
Окончание занятия:
Анализ работ.
Вопросы Маляваныча к детям:
- Что нового вы узнали из моего урока?
- Что такое портрет?
- Что вы сегодня рисовали?
- Что такое автопортрет?
- Вам понравилось рисовать автопортрет?
- У вас получилось нарисовать свой портрет?
Оформление выставки для родителей совместно с Маляванычем.