Ольга Попова
Конспект занятия «Спутники нашей жизни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Они цветут как будто для меня,
Они растут, как будто я расту.
И не прошло ни вечера, ни дня,
Когда любуясь ими, я на них смотрю.
Не представляю дом, в котором нет цветов,
В нём так безжизненно и сиротливо,
Они со мною говорят без слов
И радуют собою молчаливо.
Алла Латулина
Цель: Закрепить и расширить знания о комнатных растениях, умение описывать их, узнавать и называть по описанию.
Задачи:
• Уточнить и систематизировать знания о комнатных растениях.
Публикация «Конспект занятия „Спутники нашей жизни“ в старшей группе» размещена в разделах
• Формировать представления о комнатных растениях, как они появились.
• Воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле.
• Познакомить с тем, как за ними надо ухаживать.
• Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.
• Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями.
• Развивать умение делать выводы, устанавливая природно - следственные связи между объектами природы.
• Обогащать и активировать словарь: хлорофитум, сансевьера, фиалка, герань, алоэ, опрыскивать, рыхлить, светолюбивые, прямостоячие, свисающие, цветовод, селекционер, флорист, фитодизайнер.
• Учить передавать характерные особенности растений (строение, направление стебля, листьев, форму цветочного горшка во время рисования.
• Закрепить умение располагать изображение на листе.
• Учить передавать реальные формы и цвет листьев, соблюдая последовательность наброска простым карандашом.
• Воспитывать любовь и заботу к растениям.
Предварительная работа:
• Дежурство и уход за комнатными растениями.
• Чтение стихотворений и рассказов о комнатных растениях.
• Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий из серии «Комнатные растения».
• Наблюдение за ростом и развитием растений в группе.
• Рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений.
• Уход за комнатными растениями: полив, рыхление, протирание листьев, опрыскивание, пересадка черенками, листьями.
Ход занятия
На доске висят картины: лес, луг, поле, сад, клумба. На столе стоят комнатные растения: хлорофитум, сансевьера, алоэ, бегония, фиалка, плющ, фикус.
Воспитатель: Дети, мы сегодня поговорим с вами о природе. Вспомним, что такое природа? (Ответы детей).
— Да, но ничего этого в нашей группе нет. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Воспитатель читает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (комнатные растения)
Воспитатель: Правильно, комнатные растения - цветы, это часть природы. — — Где они растут? (в комнате)
— А в комнате где стоят? (на подоконнике)
Воспитатель: Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы.
— Почему про цветы говорят - живая природа? (растут, питаются, цветут)
— Почему их называют комнатными растениями?
— Для чего люди стали украшать свои дома комнатными растениями?
Воспитатель: «Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны, третьи прекрасно пахнут.»
— Какие комнатные растения вы знаете?
Д/игра «Назови цветок»
На столе стоят комнатные растения: хлорофитум, алоэ, бегония, фиалка, плющ, фикус. Один ребенок выбирает цветок, называет его и описывает. Другой ребенок должен по описанию найти картинку этого цветка и положить ее перед горшочком.
Хлорофитум - растение с длинными изогнутыми, светло - зелеными листочками, собранные в пучок из которых потом вырастает длинный стебель - висячие цветочные стрелки с белыми цветами. Из которых потом вырастают крошечные розетки листьев, которые можно отделить и укоренить.
Герань - ее листочки круглые, цветы, как букетики, очень пахучие. Это растение рекомендуется завести дома, потому что оно считается оберегом и имеет лекарственные свойства - лечит от простуды.
Алоэ - ее листочки длинные, мягкие, сочные, имеют колючки по краям. Сок этого растения лечит. В народе алоэ называют «Домашний доктор», «Столетник», потому что долго живет. В домашних условиях цветет очень редко.
Сансевьера - растение с прямостойкими плотными, полосатыми листьями. Еще его называют «Щучий хвост». Цветет редко. Выбрасывает стрелку с мелкими цветами.
Фиалка - очень красивое низкорослое растение. Листья мясистые, бархатистые. Сверху темно-зеленые, снизу - светлые, могут быть красноватыми. Цветы бывают разного цвета: белые, розовые, фиолетовые, голубые, бордовые. Бывают простые, полумахровые, гофрированные. Полив производят через поддон.
Воспитатель: Да, молодцы! Вы узнали все цветы, правильно их назвали и подобрали картинку с цветком. А для чего нужно выращивать комнатные растения? (Ответы детей) Правильно, они украшают дом, очищают воздух, создают уют, некоторые даже лечат.
Физминутка «Цветочки»
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках в кругу.)
Поднялись цветочки, (Медленно встают.)
К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх.)
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки (Разводят руки в стороны, ладонями вверх.)
Повернут цветочки
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. (Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.)
Воспитатель: А что общего у комнатных растений?
Схема строения цветка
Стебель, цветок, листья, корень.
— А зачем растениям корень (Ответы детей) С помощью корня растение питается, пьет воду, удерживает растение над землей)
— А для чего нужны листья? (Ответы детей) Через листья растение дышит и выделяет кислород.
— А для чего нужен стебель? (Ответы детей) На стебле растут листья, по стеблю к листьям поступают питательные вещества.
— Для чего нужны растениям цветы? (Ответы детей) Из цветов образуются семена, которые можно посадить и вырастить вновь растение.
— Чем комнатные растения отличаются друг от друга? (Ответы детей) Внешний вид: разная форма и толщина листьев, стебля, окраской.
Д/игра «Назови ласково»
Стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелька, корень - корешок.
Воспитатель: Дети, мы с вами несколько дней назад отделили у хлорофитума розетку и поместили в стакан с водой. Давайте посмотрим, что произошло? У растения появились корешки. Значит пора его посадить в землю.
Комнатные растения растут в горшках. Берем пустой горшок. На дно горшка насыпаем дренаж, это маленькие камешки. Они спасают растения от лишней воды. Теперь заполняем наш горшок землей для комнатных растений. Теперь делаем в земле углубление и помещаем нашу розетку, присыпаем землей. После посадки растение надо обязательно полить. Наш новый цветок посажен, теперь его можно убрать в Уголок природы или на подоконник.
Д/игра «Закончи предложение»
— Комнатные растения необходимо поливать, чтобы. (не завяли)
— Листья комнатных растений нужно протирать, чтобы. (они могли дышать)
— Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы. (они росли)
— Комнатные растения нужно удобрять, для того чтобы. (они были здоровыми)
— Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы. (очищать воздух, украшать дом)
— Что нужно комнатным растениям, чтобы они хорошо себя чувствовали? (Свет, тепло, рыхление почвы, полив, подкармливать, протирать листья)
Д/игра «Кто лишний?»
Герань, бегония, алоэ, одуванчик.
Колокольчик, василек, ромашка, фиалка.
Пион, хлорофитум, герань, сансевьера.
Воспитатель: Как можно размножить растения и вырастить новые? (Ответы детей) Правильно, луковицей, отводками (детками, делением корня, семенами, частью стебля (черенком).
— Чтобы цветы радовали нас за ними нужен уход. Есть люди, которые этим занимаются: цветовод, селекционер, флорист, фитодизайнер.
Цветовод - это специалист, занимающийся разведением и выращиванием цветочных культур.
Селекционер - специалист, который занимается выведением новых сортов растений.
Флорист - специалист, который занимается составлением цветочных композиций и букетов.
Фитодизайнер - специалист, занимающийся декорированием окружающей среды растениями.
Воспитатель: Давайте вспомним.
— Что нужно для того чтобы цветы радовали нас своей красотой? (Ответы детей) Чистый воздух, свет, тепло, вода, почва)
— А как правильно ухаживать за цветами? (Ответы детей) Поливать водой комнатной температуры, опрыскивать, удалять пыль с листьев, рыхлить почву, подкармливать удобрением, ставить на хорошо освещенное место.
— Какие профессии есть, связанные с выращиванием цветов? (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Воспитатель: Дети, а давайте превратимся с вами в художников.
Дети садятся за столы. Перед ними на столе стоит горшок с хлорофитумом.
— Как называется этот цветок? Назовите части растения, какая у него форма листьев? Какого они цвета? А какой у цветка горшок? Цвет? Форма?
— Важно правильно разместить на листе свой рисунок: горшок посредине нижней части листа.
— Прорисуем в воздухе: сначала листья идут верх, потом слегка наклоняются и опускаются вниз.
— Мы рисуем с натуры, поэтому каждый рисует так, как видит.
— Сначала делаем набросок простым карандашом - наметим легкой линией общий контур натуры. Потом рисуем цветочный горшок, а затем и сам зеленый цветок.
Самостоятельная работа детей. Выставляем работы детей на доске. Проводим анализ, по натуре отыскиваем рисунок.
Итог:
— Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят, будто с благодарностью говорят: "Спасибо тебе, друг!"