Ольга Ожгихина
Конспект занятия в старшей группе «Секреты дерева» (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
«Секреты дерева»
Программное содержание:
Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах и значении дерева.
Задачи:
1. Расширить представление о материале (дерево).
2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта, умение аргументировать свои высказывания. Обогатить словарь детей: свойства, древесина, возраст дерева, спил, годичные кольца.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Секреты дерева“ (познавательное развитие)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Формировать интерес к экспериментированию.
4. Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде (к деревьям).
Оборудование: ИКТ, объекты МЭО (Мобильное электронное образование, иллюстрации деревьев долгожителей, деревянные и металлические ложки, металлическая точилка, деревянная и метал-лическая палочка, обобщающая схема-картинка свойств дерева и его значение.
Ход занятия:
Вступление.
Ребята, вы знаете кто такие учёные –исследователи? Как вы думаете, каждый может им стать? А мы с вами можем ими стать? Ну тогда я вам предлагаю сегодня стать учеными –исследователями и совершать открытия! А о чём мы с вами будем говорить, что будем исследовать можно догадаться при помощи загадки?
- В шубе летом, а зимой раздеты?
- Ребята, о чём эта загадка?
- Почему дерево в шубе летом, а зимой раздето?
- Где можно встретить деревья?
- Какие деревья вы знаете?
- Для чего дерево нужно человеку?
- Если предмет сделан из дерева, то он какой? (деревянный)
1. Объект МЭО «Найди предметы из дерева» (используется интерактивная доска, ребята передают друг другу ход). Дети обосновывают выбор предмета, его назначение.
Воспитатель обобщает работу, сказав, как много разных необходимых предметов делает человек из дерева.
2. Объект МЭО «Сосчитай, сколько дереву лет»
Ребята, как можно узнать, сколько лет дереву?
Узнать возраст дерева можно по кольцам, которые видны на спиле.
Несколько ребят по очереди подходят к доске и считают годичные кольца (возраст дерева). Воспитатель спрашивает, какими были деревья в задании — молодыми или старыми?
Немного лет для дерева — малый срок. Деревья могут расти многие десятки или даже сотни лет. Показать иллюстрации с деревьями-долгожителями (берёза до 150 лет, дуб до 300 лет, баобаб более 1000 лет).
II. Экспериментальный этап.
Исследуем деревянные спилы, считаем по годичным кольцам возраст дерева.
Дерево обладает удивительными свойствами! Как вы считаете, какими? Хотите узнать?
Приступаем к Исследование №1 «Дерево удерживает тепло»
Я утверждаю, что дерево может удерживать тепло. Предлагаю это проверить при помощи железной и деревянной ложки.
У нас на столах лежат деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а железную ложку к другой. Что вы почувствовали, какая ложка холоднее? (Холоднее металлическая ложка). Почему? Значит, дерево удерживает тепло.
• Ребята, как вы думаете: если дерево может удерживать тепло, то что можно из него построить? (дом). А из железа можно строить дом?
Исследование №2 «Что мягче дерево или металл?»
Перед вами точилка, металлическая палочка и деревянный карандаш. Давайте вы попробуете заточить карандаш и палочку из металла? Как вы думаете, получится заточить эти два предмета?
У карандаша появилась стружка. А из чего у нас сделана точилка? Из металла. Тогда какой мы делаем вывод: Что мягче дерево или металл? Дерево мягче металла. Поэтому оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
Юные исследователи, вы сегодня открыли интересные свойства дерева. Посмотрите на картинку и скажите, где человек использует данные свойства?
2. Дерево не тонет в воде (изготавливают лодки).
3. Удерживает тепло (строят дома).
4. Дерево легко поддаётся обработке.
Человек деревья использует во многих сферах жизни. Но мы должны помнить о том, что дереву вырасти большим, нужно много лет, а чтобы срубить дерево — несколько минут. Если человек будет уничтожать деревья, что будет? Что должен делать человек, чтобы сохранить деревья на планете? Ведь деревья нужны не только людям, но они и – дом для многих птиц и животных, даёт тень в жаркую погоду. Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим.
А мы с вами можем участвовать в сохранении деревьев? Да. Мы с вами собираем макулатуру, ведь книги тоже изготавливают из дерева, а макулатура перерабатывается снова в бумагу!