РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Вода растворяет некоторые вещества»
▼ Скачать + Заказать документы
ель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды,
о твердых, жидких и газообразных веществах.
Задачи:
1. Познакомить с новым свойством воды: возможность растворять
некоторые вещества;
2. Развивать умение работать с моделями;
3. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь;
4. Формировать умение делать выводы, доказывать.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ „Вода растворяет некоторые вещества“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, посуда- стакан, тарелка, дуршлаг; лед, стаканчики с водой по количеству детей, вещества для растворения (соль, сахар, масло, песок, ложки, салфетки.
Ход занятия:
«Метод мозгового штурма» (ТРИЗ)
Дети подходят к столу. На нем игрушка Незнайка и подарочная коробка.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, Незнайка был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).
Где же чашка? Куда она делась?
Дети: Она растаяла. (Если затрудняются ответить, можно спросить из чего была чашка)
Воспитатель: Вы правы: лед- твёрдое вещество. В нем «человечки» крепко держаться за руки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (дети на доске выбирают нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, получается жидкость-вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода? (дети показывают нужную модель). А если мы воду нагреем, то когда она закипит- образуется пар. Покажите, из каких «человечков» состоит пар?
Проблемная ситуация
Воспитатель: Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?
Дети: ответы детей
Воспитатель: а в дуршлаге (выслушиваем ответы детей, приходим к мнению что можно)
Воспитатель: а в каком виде можно пронести воду и в каком состоянии в дуршлаге?
Дети: Замороженную, в виде льда.
Воспитатель: Давайте проверим. (используем кусочки льда)
Игра «Что это может быть?» (работа с моделями «маленьких человечков» ТРИЗ)
Воспитатель: Вы знаете, что существуют различные вещества : твердые, жидкие, газообразные. Я буду показывать вам модель «маленьких человечков», а вы должны сказать, что это может быть за вещество.
1. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?
Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т. д.
2. А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?
Дети: В нетвердых предметах. Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т. д.
3. Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети: Дым, пар.
4. Что изображено на схеме "Что-то жидкое на чем-то твердом?"
(лужа на асфальте, молоко на столе, "Что-то жидкое в чем-то твердом?"
(вода в стакане, суп в кастрюле)
Воспитатель: Но, чтобы мы смогли провести опыты нам нужно отдохнуть и немного поиграть.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4, вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать,
Берег - слева, берег - справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик - погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опытно-экспериментальная работа
Воспитатель: А сейчас мы попали с вами в лабораторию. Для каждого из вас я приготовила стаканчики с водой. Скажите, какая вода? ( Повторение свойств воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса). Вот сколько свойств воды вы знаете! Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества.
Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила.
Дети: Соль, сахар, масло растительное, песок.
Воспитатель: Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположение детей). Давайте проверим, возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей)
Итак, назовите, что растворилось в воде?
Дети: Соль и сахар
Воспитатель: Какие вещества не растворились в воде?
Дети: Песок, растительное масло.
Дети делают вывод: вода- растворитель, она может растворять некоторые вещества.