Светлана Геннадьевна Ситникова
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе. Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Осень»
Образовательная область: социально-коммуникативная
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Тип занятия : интегрированное
Возраст детей: 4.7-5.2 года
Формы непосредственно - образовательной деятельности:
Коммуникативная деятельность: беседа, отгадывание загадок.
Игровая деятельность: дидактическая игра «Найди дерево»
Двигательная деятельность – малоподвижная игра «Соберем урожай»
Чтение художественной литературы – чтение стихотворения «Берёзка», «Клён», «Дуб»
Форма организации – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей об овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память;
-закрепить умение определять принадлежность листа к дереву по его форме;
Предварительная работа: чтение художественной литературы, работа с наглядным материалом: картинками, муляжами овощей и фруктов, разучивание пословиц и стихотворений, осенних примет.
Материал: мнемотаблица «Осень», муляжи овощей, фруктов, две корзинки, карточки, иллюстрация «Осень», листочки дуба, берёзы, клёна, нарисован-ные стволы деревьев, костюм осени.
Участники:
Ведущий – воспитатель.
Дети старшей группы.
Осень - младший воспитатель.
Эксперты – гости
Ход занятия
Организационный момент:
Дети с воспитателем заходят в группу
Воспитатель: Ребята, посмотрите как здесь красиво, куда мы с вами сегодня попали?
Дети: В лес!
Воспитатель: Мне кажется здесь что то случилось.
Появляется младший воспитатель в костюме осени.
Осень : Ребята, у меня стряслась беда. Баба – Яга заколдовала меня, чтобы меня расколдовать надо выполнить сложные задания. Помогите мне, пожа-луйста.
Воспитатель: Конечно, мы поможем тебе с ребятами. Давай задания бабы яги. (на карточках)
1 задание называется «Осенние месяцы, признаки и приметы осени»
Воспитатель: Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос)
Скажите, ребята, по каким признакам мы определяем, что наступила осень?
Далее дети по очереди перечисляют приметы осени.
1. Солнце не так сильно светит.
2. У деревьев и кустарников желтеют листья.
3. Начинают исчезать насекомые.
4. Улетают на юг первые птицы.
5. Часто идут дожди.
6. Начинается листопад.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Признаки осени вы мне рассказали. А здесь еще и народные осенние приметы. Вы знаете?
Дети (по очереди) :
- Гром в сентябре – теплая осень.
- Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
- Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую зиму.
- До половины октября с березы не опадут листья – снег ляжет поздно.
- В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
-Комары в ноябре – быть короткой зиме.
- Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Молодцы ребята, справились с заданием.
2 Следующее задание называется «Найди дерево»
Баба – Яга нагнала сильный ветер и он раскидал все листочки. И в лесу надо будет навести порядок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами деревья.
Сколько деревьев? (три).
А какие это деревья (ответы детей).
Правильно это дуб, береза, клен.
Вам надо каждый листочек приложить к его дереву.
Посмотрите, а у деревьев по одному листику.
Какого цвета листик у дуба? (коричневый).
А какого цвета листик у березы? (желтый).
Какого цвета листик у клена? (красный).
Ну что, ребята, принимайтесь за работу.
Я думаю, вы все справитесь с этим заданием.
Проводится дидактическая игра «Найди дерево» (на фланеллеграфе при-креплены деревья, дети приклеивают листочки (листочки на липучках) к нужному дереву).
3 задание: Рассказать стихи про деревья Кто знает стихи про деревья?
Березка
У красы – березки –
Платье золотится,
У красы – березки
Золоты косицы.
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Клен
Летом у клена
Кафтанчик зеленый,
Солнышком пахнет обновка.
И в желтенький плащик
Он переоденется ловко.
4 задание: Загадки про осень
Воспитатель: будем разгадывать осенние загадки?
Дети: Да!
1. Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
2. В сером небе низко
Тучи ходят близко
Закрывают горизонт
Будет дождь, мы взяли (зонт)
3. Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад?
Это просто (листопад)
4. Летом вырастают
А осенью опадают. (Листья)
Молодцы, ребята! Вот сейчас мы с листочками и поиграем.
Подвижная игра «Осенние листья»
Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла (Дети берутся за руки и идут по кругу.)
Ветер дует, задувает, (Дети поднимают руки вверх и ка-чают
С веточек листы сдувает. ими из стороны в сторону).
Листья по ветру кружатся (Дети разбегаются в разные стороны,
И под ноги нам ложатся. кружатся и приседают).
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Воспитатель: Молодцы!
5 задание называется «Овощи и фрукты»
Воспитатель: У меня в корзинке овощи и фрукты (раздаю муляжи овощей и фруктов детям). Расскажите о них ( например: это яблоко, оно круглое, зеле-ное, растет в саду. Яблоко – фрукт) Опрос детей.
Воспитатель: Вот у всех у вас овощи и фрукты.
Давайте поиграем в игру «Соберем урожай»
В эту корзинку будем класть– фрукты, в эту – овощи.
Дети раскладывают в корзинки овощи и фрукты.
6 задание Работа с карточками.
Рассмотрите внимательно карточку. Какая картинка здесь лишняя? (2 кар-точки с 6 картинками)
Воспитатель: А теперь я бы хотела бы показать нашу королеву Осень.
На мольберте иллюстрация "Осень"
Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрацию. Что здесь нарисовано?
Ответы детей: овощи и фрукты, листочки
Воспитатель: Похожа она на ту осень, о которой мы сегодня говорили?
Ребята, вам понравилось сегодня помогать осени?
Итог: Как мы помогали Осени?
( ответы детей: «Рассказывали признаки и приметы осени», «Играли», «Отга-дывали загадки».
Осень : Вы меня расколдовали и я решила вам подарить подарок. Раздает яб-локи с корзинки
Спасибо всем большое! До свидания ребята!
Занятие окончено.