Елена Еремина
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Звуковую страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80 комбинированного вида» г. Саранск
Конспект занятия «Путешествие в звуковую страну»
в кружке «Логоритмика»
МАДОУ «Детский сад № 80»
Автор-составитель:
учитель-дефектолог Еремина Е. И.
г. Саранск
Тема: «Путешествие в Звуковую страну»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в Звуковую страну“» размещена в разделах
Цель: Преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития фонематического восприятия в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать и закреплять навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве (лево-право);
- развивать умение сочетать речь с движением;
Развивающие:
- развивать внимание, память, воображение;
- совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать просодическую сторону речи;
- музыкальные способности детей, чувство ритма.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- умения взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения.
Оборудование:
Мультимедийный материал: запись звуков природы (голоса птиц, запись спокойной медленной музыки, запись музыки «Марш деревянных солдатиков» П. И,Чайковский, запись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края», запись подвижной танцевальной музыки.
Игровой дидактический материал: предметные картинки с изображениями предметов, в которых есть звуки С-Ш,З-Ж; изображения букв С, З, Ш, Ж.
Раздаточный материал: музыкальные колокольчики, бубен.
Предварительная работа:
Игры на развитие слухового внимания, умения слушать ритм музыки, слов. Отработка речевого дыхания, дикции в игровых упражнениях.
Заучивание чистоговорок со звуками С-Ш,З-Ж, слов песни «Мы едем, едем, едем».
Игра на музыкальных колокольчиках, бубне в ритм музыки; прохлопывание ритмической структуры слов.
Упражнения для развитие артикуляционного аппарата.
Речевой материал:
Чистоговорки со звуками С-Ш,З-Ж; текст песни «Мы едем, едем, едем».
Используемые технологии (методы) :
Наглядные, словесные, практические методы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дефектолог:
Ребята, сегодня предлагаю отправиться в небольшое путешествие! В Звуковую страну. Но туда мы можем прийти только следуя определенному маршруту. В путь!
Дети строятся друг за другом и под «Марш деревянных солдатиков» П. И,Чайковского маршируют в соответствии с направлением стрелок, которые приклеены на вертикальных поверхностях.
Вот мы и пришли!
II. Основная часть.
Дефектолог: В звуковой стране живет много разных звуков : звуки природы (звучит запись пения птиц, звуки музыки (звучит тихая спокойная музыка) и звуки речи, которые «прячутся» в словах. Интересно, какие звуки нам встретятся сегодня в Звуковой стране?
1. Игра «Двигайся, замри» (развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия)
Под быструю музыку дети выполняют ритмичные движения и делают артикуляционную зарядку язычком. Когда музыка прекращается, они замирают, «превратившись» в любого героя, нарисованного на предметных картинках (на доске изображения слов, в которых есть звуки С-Ш,З-Ж). Дети, изображая слово, проговаривают его и называют какой звук в нем «спрятался». Кто правильно объяснил свой ответ, помогает на следующей музыкальной паузе другим ребятам, кто затруднялся в звуковом анализе слов.
Дефектолог: Молодцы! Столько звуков встретили в словах Звуковой страны! Предлагаю пробежать с этими звуками по звуковой дорожке.
2. Игра «Звуковая дорожка» (развитие пространственной ориентировки, просодической стороны речи, слухового внимания). Дети делают «дорожку», положив одну свою ладошку НА ладошку товарища справа, другую ладошку ПОД ладошку товарища слева. Проговаривая по очереди каждое слово предложения (чистоговорки, они передают хлопок товарищу слева. Необходимо в конце предложения (чистоговорки) успеть убрать ладошку, чтобы с последним словом тебя не «поймали».
Чистоговорки: Мыли мыШки миСки для миШки. У медведя медвеЖата, у Зайца – Зайчата.
Дефектолог: По звуковой дорожке пробежали хорошо со звуками, внимательно. Не удалось «поймать» никого из вас. А теперь ВЫ сможете «поймать» ритм СЛОВА? В этом вам помогут музыкальные колокольчики, ваши ладошки и бубен. Ведь в Звуковой стране музыка и слова дружат!
3. Игра «Мы едем, едем, едем.» (отработка речевого дыхания, дикции, умения слышать ритм слова).
Во время 1 куплета дети «ловят» ритм слов (прохлопывая количество слогов в них, слоговую структуру). каждым ударом колокольчика, бубна.
Во время припева дети поют слова песенки и продолжают игру на «инструментах».
Дефектолог: Какие вы молодцы! Внимательно играли на инструментах, поймали ритм каждого слова и не забыли гласные звуки, когда пели песню. Как весело в Звуковой стране! Со звуками речи встретились, пробежали с ними по дорожке звуковой, поймали ритм слов с музыкальными колокольчиками. Пора немного размяться на звуковой полянке и «найти» звуки, которые «спрятались» в словах нашей песенки.
4. Игра «На звуковой полянке» (динамическая минутка и развитие слухового внимания, памяти). Выполняем простые танцевальные движения под музыку песни «Мы едем, едем, едем», но при этом внимательно смотрим на доску. Если покажу вам какую-то букву (С, З, Ш, Ж, значит этот звук вам надо «найти» - назвать слово из песенки, в котором есть этот звук.
III. Заключительная часть
Дефектолог: Ребята, вы молодцы!
Вам понравилось в Звуковой стране?
Что было сложнее: по звуковой дорожке с чистоговорками пробежать, или на звуковой полянке ловить звуки в песенке?
А что было легче: превращаться в слова и называть какой звук в нем «встретился» или ловить ритм слов с музыкальными инструментами?
В Звуковую страну мы еще придем много раз. А сейчас нам пора возвращаться в д. сад.
Дети строятся друг за другом и под «Марш деревянных солдатиков» П. И,Чайковского маршируют, возвращаясь в д. сад из Звуковой страны.
Список литературы:
1. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
2. Дополнительная образовательная программа «Логоритмика»